Влад Исмагилов, Яндекс: «Драйвер е-commerce — омолаживание аудитории»

Главный аналитик Яндекс.Маркет поделился данными исследования рынка электронной торговли в Сибири и России в целом. Драйверы роста, причины интереса покупателей, тренды.

Как рассказал Влад Исмагилов, доля России в мировом обороте интернет-торговли составляет 1 трлн руб. Страна входит в топ-10 мировых лидеров рынка е-commerce, однако заметно от них отстает. Доля Яндекс.Маркета в общемировом обороте, по данным аналитика, равна 100 млрд руб.

Ни для кого не секрет, что электронная торговля растет быстрее классического ритейла. По разным оценкам, сейчас она занимает порядка 8-9%, и с 2010 по 2017 год она выросла практически втрое. Почти все аналитические агентства сходятся во мнении, что дальше эта доля будет только расти, и в ближайшие пару лет достигнет 10-11% от мирового товарооборота. При этом Россия далеко не «впереди планеты», ее доля составляет всего 4%. Однако она входит в топ-10 за счет количества покупателей. По разным оценкам, за средний месяц года что-либо купили в интернете порядка 29 млн людей. Это огромная цифра, которую не может продемонстрировать ни одна европейская страна. При этом, по товарообороту мы отстаем. Это говорит о том, что хотя бы раз в месяц мы что-то покупаем, но на гораздо меньшую сумму, чем европейцы, — отметил Влад Исмагилов.

Что касается возрастного сегмента покупателей, то, согласно информации специалиста Яндекс.Маркет, аудитория онлайн-магазинов — это люди 25-34 лет. По мнению аналитика, это определяет дальнейшие процессы на рынке: эта категория людей будет стареть и переходить в следующий возрастной сегмент. Несмотря на то, что объективных причин ухода этой аудитории из интернета нет, и она все равно будет совершать онлайн-покупки, на их место все равно придут люди, которые практически «родились с телефонами», и на их долю придется в разы больше онлайн-покупок.

Такой процесс омолаживания аудитории будет драйвером роста е-commerce в ближайшие годы, — заключил аналитик.

Сибирский федеральный округ, по подсчетам специалистов Яндекс.Маркет, занимает значимую долю российского рынка е-commerce. По данным за февраль 2017 г., количество покупателей из СФО составило 4 млн человек.

С точки зрения структуры аудитории, самый активный сегмент в Сибири такой же, как и в России в целом, — 25-34 года. То есть тренд на омолаживание аудитории актуален и для СФО.

По данным Яндекс.Метрики, средняя посещаемость интернет-магазинов в сибирском округе в сентябре 2017 г. выросла на 9% по сравнению с сентябрем 2016 г. в среднем по России за аналогичный период рост составил 2%.

Мы заметили: чем меньше город, тем быстрее он растет. Крупные города СФО демонстрируют некое насыщение, люди там уже не так активно покупают в интернете, и новой аудитории наблюдается меньше. Об этом можно судить по тому, что, к примеру, в Омске рост составляет 3%, а в среднем по Сибири — 9%. Это значит, что темпы роста, которые в среднем до 9% не доходят, «добираются» мелкими городами и поселками округа. С точки зрения аудитории, СФО является одним из основных драйверов е-commerce в России, — поделился размышлениями аналитиков Влад Исмагилов.

Что касается конкретно Новосибирска, то данные специалистов Яндекс.Маркета гласят: посещаемость интернет-магазинов здесь за год выросла на 6%, и это связано с переходами с мобильных устройств — их число возросло на 18%, тогда как трафик со стационарных компьютеров снизился на 8%.

Главным стимулом для покупок в интернете остается цена, считают аналитики, так как этот фактор отметили 43% покупателей — значительно больше, чем в среднем по Сибири (30,6%) и по России (32,4%).

Что касается категорий товаров, которые интересуют новосибирцев, то самыми популярными являются мелкая бытовая техника, товары для спорта и мебель. На Яндекс.Маркете пользователи из Новосибирска особенно интересуются товарами для дома и дачи (на магазины этой категории приходится 24% переходов с сервиса) и электроникой (20%), рассказал Влад Исмагилов.

В плане способов оплаты новосибирцы не отличаются от жителей остального округа в том, что здесь популярна оплата наличными и банковскими картами, однако в Новосибирске активнее всех платят за покупки еще и с помощью электронных кошельков. За последний год ими пользовались 31,1% онлайн-покупателей (против 21,2% в среднем по региону), подсчитали аналитики.

Забирать покупки в Новосибирске предпочитают самостоятельно — из магазинов или пунктов самовывоза (за последний год ими пользовались 74,5% покупателей). В то же время здесь популярна курьерская доставка: так получали покупки 43,9% онлайн-покупателей Новосибирска и 35,1% в среднем по региону.

Кстати, доставка на дом является одной из причин, почему вообще все «электронные покупатели» в России предпочитают заказывать товары в интернете.

Если более детально разобрать причины покупок в интернете, то главной является низкая стоимость товаров по сравнению с классическим ритейлом, полагают специалисты Яндекс.Маркет (интересно, что, по их данным, экономию на покупках более всего ценят жители Новосибирска). Помимо прочего, к причинам относится и то, что интернет-заказ экономит время, а также то, что в интернет-магазинах есть уникальный ассортимент, так там «полки» с товарами ничем не ограничены. К иным причинам относится то, что некоторые люди считают интернет-шопинг интересным времяпрепровождением.

Помимо прочего, люди любят интернет еще и за то, что он дает возможность делать покупки в зарубежных магазинах, где, как говорят аналитики, товар порой еще дешевле, чем в российских онлайн-магазинах.

Практически все эти мотивы справедливы для всех категорий товаров, сообщил Влад Исмагилов. Что же касается вопроса категорий, то отдельную часть исследования аналитическая команда Яндекс.Маркета посвятила такому явлению, как онлайн-торговля продуктами. Интересно, что их доля в е-commerce составляет всего 1%, тогда как в классическом ритейле, согласно расчетам специалистов, более 40%. Влад Исмагилов считает, что тренд роста этого сегмента все-таки не за горами, несмотря на определенный пласт проблем, с которыми сталкиваются продавцы продуктов в интернете.

Подводя итоги исследования, аналитик резюмировал основные тренды рынка:

— драйвером роста е-commerce является омолаживание аудитории;

— главной причиной, которая продолжит заставлять людей покупать товары онлайн, — низкая цена по отношению к классическому ритейлу;

— оплата покупок картой набирает обороты, растет интерес к доставке, которая также является одной из причин интереса людей к е-commerce.

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.