Время поглощать бизнес

  от редакции   Многие бизнесмены, которые хотели продать бизнес до кризиса, но не успели, кусают себе локти — сейчас им придется поумерить аппетиты. Уже в конце 2008 г. рынок M&A начало лихорадить

 
от редакции
 
Многие бизнесмены, которые хотели продать бизнес до кризиса, но не успели, кусают себе локти — сейчас им придется поумерить аппетиты. Уже в конце 2008 г. рынок M&A начало лихорадить. По данным РБК, в октябре рынок слияний и поглощений поставил годовой рекорд по количеству отозванных и сорвавшихся сделок, сорвалось 142 сделки на общую сумму $119,8 млрд.

Впрочем, компании, твердо настроенные осуществить сделку, не затягивают с переговорами.

По данным Towers Perrin, в 2007 г. на завершение сделки уходило 142 дня, теперь участники успевают договориться, затрачивая на формальности всего 80 дней.

В ситуации, когда перспективы на рынке не ясны, а работа компании напрямую зависит от кредитов, эксперты советуют продавать бизнес, пока это можно сделать подороже. Их прогнозы пессимистичны — не всем компаниям найдется покупатель, и некоторые придется просто закрыть или отдать за долги. Зато в такой ситуации непрозрачную структуру может позволить себе разве что очень богатая компания — остальным придется структурировать активы и вести менее рискованную налоговую и кредиторскую политику, чтобы быть привлекательным инвесторам. Зато продавшим бизнес сейчас можно с выгодой вложить деньги в перспективные отрасли — производство продуктов питания, дорожное строительство и инновационные разработки.

«ДК» решил вспомнить наиболее крупные сделки, произошедшие в последние два года, ведь, возможно, таких выгодных предложений продавцам больше не будет.

Как в условиях кризиса продать компанию подороже

Какие сферы бизнеса не будут дешеветь

Чем сейчас заняты бизнесмены, продавшие бизнес в 2007-2008 гг.?
Минувшие два года были богаты на сделки покупки-продажи бизнеса благодаря усилению региональной экспансии российских и иностранных компаний. Часто федералы сами ищут компании в регионах для покупки, и на фоне недоступности банковских кредитов и невозможности привлечь дополнительные инвестиции предложения о продаже бизнеса падают на подготовленную почву.
Продать нельзя развивать

Активизация продаж бизнесов в последние два года особенно ярко прослеживалась в сфере ритейла и телекоммуникаций. Так, в середине 2007 г., практически одновременно, были проданы три компании телекоммуникационного сектора — Effortel приобрела оператора «Рисс-Телеком», Severen Group — «Авантел», а «Норильск-Телеком» — «Первую милю». По словам директора компании «Рисс-Телеком» Льва Бухгейма, основным стимулом для продажи стала сложность с финансированием бизнеса. «Дальнейшее развитие компании стало возможно только с привлечением инвестиций. Развиваться на падающем рынке на заемные средства проблематично — никогда не успеешь за тем, кто пришел из Москвы с более дешевыми деньгами. На рынок стали заходить такие компании, как «Инфорта», «Ростелеком», чувствовались их агрессивные планы развития. В таких условиях мы с партнером Андреем Бекаревым решили продать бизнес и вложить деньги в более прибыльные для нас направления», — говорит Бухгейм. Он считает продажу компании своевременной. «Сделка готовилась около одного года. После того как мы продали компанию, цены на рынке услуг B2B обрушились более чем в 100 раз. Если в июле абонентская плата за безлимитный интернет на скорости 1 Мбит/сек. стоила 100 тыс. руб. в месяц, то сейчас — примерно 1 тыс. руб. в месяц. У «Рисс-Телекома» с момента продажи бизнеса абонентская база выросла более чем в 10 раз, выручка же не выросла столь существенно», — говорит он.

Так поступила и группа компаний F1, продавшая в ноябре 2007 г. сеть аптек «Ваше здоровье». Совладелец компании F1 Борис Брусиловский рассказывает, что компания приняла решение не вкладывать инвестиции в развитие непрофильного бизнеса и заранее выстроила стратегию, нацеленную на продажу бизнеса. «Это была крупная сеть по региональным масштабам, однако она приносила не более 10% дохода группе компаний. Дальнейшее развитие сети означало выход на федеральный масштаб, но мы не готовы были к столь масштабным вложениям. Мы приняли решение создавать объект для продажи и выбрали соответствующую стратегию развития — работали не столь на повышение эффективности торговли, а на увеличение количества торговых точек. Через 2-3 года нам удалось создать сеть из 20 аптек. Она охватывала все районы города, занимала существенную долю рынка. Экстенсивный рост окончился, и мы продали этот бизнес», — говорит Брусиловский.

К продаже бизнеса толкают и разногласия между собственниками. Так, Виктор Игнатов в апреле 2007 г. продал свои 50% в четырех радиостанциях и рекламном агентстве (радио «Европа Плюс Новосибирск», «Радио Сибири», «Радио Мелоди», «Радио РетроFM Новосибирск», рекламное агентство «Альянс Медиа») пришедшей на рынок «Региональной медиагруппе» (РМГ). Совладелец компании Андрей Гладченко говорит, что Игнатова подтолкнули к сделке разногласия собственников. «У нас были совершенно разные взгляды на бизнес, в работе были постоянные столкновения мнений. Мы давно планировали расстаться, поэтому, когда РМГ предложила сделку, Игнатов сразу согласился», — вспоминает Гладченко. Однако совместные дела не пошли и с новыми совладельцами. «Мы смотрели в противоположных направлениях. Когда большая структура покупает маленькую, она всегда начинает интегрировать ее в свои бизнес-процессы. Меня это не устроило, и я решил продать РМГ и свою половину компании», — рассказывает Гладченко.

Еще одной причиной продажи бизнесов является отказ от непрофильных активов. Так, весной 2008 г. «Новосибирский Муниципальный банк», входивший в группу NORDАзия, подписал соглашение о сотрудничестве с «Ханты-Мансийским банком» и договорился о продаже ему пакета акций Новосибирского банка. «В связи с этим для сохранения влияния гендиректор НМБ Владимир Женов захотел увеличить свою долю до размеров, серьезно превышающих контрольный пакет», — пояснил председатель совета директоров бизнес-группы NORDАзия Дмитрий Андреев.

По его словам, вторую компанию, страховую фирму «Стиф», входящую в холдинг NORDАзия, руководство продало осенью 2008 г. Покупателем стала казахская группа «Шыгыс Интеринвест KAZ». Андреев говорит, что компания избавляется от непрофильных предприятий для того, чтобы вложить деньги в наиболее важные для бизнес-группы направления — строительство и девелопмент. «Важнейшие сферы нашего присутствия на рынке — строительство, проектирование, работа на этапах подготовки строительства, лизинг строительной техники, аудит предприятий ЖКХ, налоговый консалтинг. Прорабатываются вопросы приобретения компаний, чья деятельность вписывается в выбранные приоритеты, стратегические проекты в сферах строительства и обеспечения строительной техникой. Среди них — проект создания регионального дилерско-сервисного центра по продаже, сдаче в аренду и комплексному обслуживанию строительной и дорожной техники», — говорит Дмитрий Андреев.

В условиях кризиса начинают активно консолидироваться компании, особо зависящие от кредитного финансирования — ритейл, банки, лизинговые и страховые компании. Весной 2008 г. Людмила Кожемякина продала сеть супермаркетов «Квартал», состоящую из 159 магазинов, крупному участнику местного рынка — группе компаний «Новые торговые системы». Аналитики рынка уверены, что промедление с продажей привело бы к банкротству сети. А 3 декабря акционеры УРСА Банка и МДМ-Банка приняли решение объединить свои доли в банковский холдинг. Это позволит увеличить капитал и активы объединенного банка до 72 млрд руб. и 523 млрд руб. соответственно и расширить сеть региональных отделений до 500 точек продаж. Акционеры банка уверены, что консолидация бизнеса позволит пережить финансовый кризис с наименьшими потерями. Слияние будет завершено в течение 1-1,5 лет, а пока два банка будут функционировать самостоятельно.

Кадровый вопрос

Новые собственники не всегда в состоянии поддерживать развитие купленной компании. Наиболее частой и крупной проблемой для новых собственников становится потеря персонала.

Так, компания «Стиф» существенно сдала позиции после продажи. До сделки доля компании на новосибирском рынке оценивалась в 6-12%. Однако сразу после продажи офис компании буквально исчез — фирма переехала по неизвестному адресу, ее поиском занялась инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу, а о дальнейшей судьбе фирмы неизвестно даже ее сотрудникам. Через месяц после продажи фирмы из «Стифа» ушли ее ключевые менеджеры — 15 из 80 штатных сотрудников и около 50 из более чем 200 агентов. Эту команду в полном составе приняла компания «Русский мир». По словам руководителя направления методологии, андеррайтинга и контроля страховой фирмы Станислава Цоя, при поиске работы бывшие сотрудники «Стифа» позиционировали себя как единая команда по розничному страхованию. «Детально рассматривались предложения шести-восьми страховых компаний, — уточняет собеседник. — В результате условия «Русского мира» признаны оптимальными: сотрудники переходят на позиции, аналогичные тем, что занимали ранее в «Стифе», — говорит Цой. Участ- ник рынка, попросив не называть его имени, предположил, что руководство «Стифа» осуществило продажу подставной фирме-«пустышке» с целью скрыть финансовые трудности страховщика.

Такая же участь постигла и «Региональную медиагруппу», которая не смогла удержать персонал радиостанций. После того как Виктор Игнатов продал свою половину компании, его совладелец Андрей Гладченко продолжил работать с новыми парт- нерами. «Наш бизнес всегда был основан на команде, и ее нельзя было потерять. Но воззрения новых хозяев были таковы, что важна не команда, а структура управления. В результате в проданных радиостанциях из 40 сотрудников не осталось ни единого человека. Часть людей с первой секунды отказались работать в новой компании, другие пыталась приспособиться — не получилось. Новое руководство решило сократить зарплаты сотрудникам почти в два раза, но они не учли ни состояние рынка труда, ни уровень профессионализма. В итоге вместо дорогих профессионалов, которые делали хорошее радио, они наняли дешевых, с сомнительными навыками. Я знал каждого сотрудника в лицо, знал к нему подходы, а для крупной структуры характерна унифицированность системы управления и очень сильная формализация. Когда без моего ведома приняли решение закрыть «Радио Сибири», это стало последней каплей, после чего я вышел из бизнеса», — говорит Гладченко.

Жизнь после сделки

Некоторые собственники компании, продав бизнес, остаются наемными топ-менеджерами своих бывших компаний. Так сделал Дмитрий Докин, продавший в феврале 2008 г. компанию по производству мороженого «Инмарко» холдингу «Юнилевер». Понравилось кресло топ-менеджера и Льву Бухгейму: «Сейчас мне приходится больше времени тратить на убеждение руководства в своей правоте, на заполнение документов и согласование с различными инстанциями, но все мои текущие решения принимаются хорошо. Мне всегда хотелось поработать в крупной федеральной структуре. Сейчас мы занимаемся консолидацией активов и приведением их в единообразный вид, это хороший опыт. Конечно, мне помогает то, что я сам строил этот бизнес», — говорит он.

Сейчас люди, которые продали бизнес год назад, вынашивают новые планы. Почти все они вложили деньги в развитие новых направлений. Пока новые компании несопоставимы по масштабам с проданными, но владельцы возлагают на них большие надежды.

Вырученные от продажи «Рисс-Телекома» деньги Лев Бухгейм вложил в инновационные компании. «Я занимаюсь развитием четырех предприятий по разработке программных продуктов и IТ-решений. Сейчас предприятия проходят этап развития, пока я не хочу их «засвечивать», но о них скоро заговорят», — обещает он.

Андрей Гладченко приобрел медиаактивы — газету «Николаевский проспект», телевидение в метро и «Городскую курьерскую службу», также ему отошло агентство «Альянс Медиа». «Развивая эти направления, я залез в долги, и мне удалось вывести предприятия на приемлемую норму прибыли буквально перед кризисом. А сейчас я снова «в минусе», но эти проекты обещают быть успешными», — рассказывает Гладченко.

Сеть «Квартал» продана за три месяца до начала кризиса
Ноябрь 2007 г.
Аптеки продали для вы«РОСТА»
Группа F1 продала сеть аптек «Ваше здоровье», состоящую из 20 точек, и переключилась на другие предприятия группы. Это позволило компании «РОСТА» увеличить собственную сеть с 17 до 37 аптек.
Апрель 2007 г.
Распродажа радиостанций
Андрей Гладченко продал 50% доли в 4 радиостанциях «Региональной медиагруппе» и начал развивать собственные проекты — газету «Николаевский проспект» и телевидение в новосибирском метрополитене.
Июль 2007 г.
Телекоммуникации оптом
Петр Чернов продал интернет-провайдера «Первая миля» «Норильск-Телекому».
Лев Бухгейм продал «Рисс-Телеком» группе Effortel.
Даниил Слободский продал «Авантел» компании Severen Group.
Февраль 2008 г.
Мороженое для гол- ландцев
Дмитрий Докин продал компанию «Инмарко» анг- ло-голландской компании Unilever и занял пост председателя совета директоров компании.
Май 2008 г.
Лучшая сделка квартала
Людмила Кожемякина продала сеть из 159 магазинов «Квартал» (магазины среднего и эконом-класса) и «Крепость» (магазины напитков) группе компаний НТС. Общая торговая площадь магазинов — 47 тыс. кв. м.
Август 2008 г.
Начало кризиса ликвидности
Считается, что причиной тому явился рынок рискованных ипотечных бумаг в Америке, но волна снижения прокатилась по всем рынкам.
Октябрь 2008 г.
Рынок кошмарит
По данным РБК, в октябре рынок слияний и поглощений поставил годовой рекорд по количеству отозванных и сорвавшихся сделок. В октябре сорвалось 142 сделки на общую сумму $119,8 млрд, это сделало 2008 г. одним из самых плохих за всю историю наблюдений за сектором M&A.
Ноябрь 2008 г.
Неконтактный банк
ЦБ РФ отозвал лицензию у новосибирского банка «Сибконтакт» из-за «неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей», говорится в сообщении ЦБ. За последние семь лет филиал выдал более 2 тыс. ипотечных кредитов на сумму свыше 2,5 млрд руб.
Декабрь 2008 г.
Укрупнение банков
Акционеры УРСА Банка и МДМ-Банка приняли решение об объединении компаний в один банк с капиталом 72 млрд руб. По словам председателя совета директоров МДМ-Банка Олега Вьюгина, процедура объединения двух банков займет от 12 до 18 мес.

статистика
Судьбы продавших бизнес складываются по-разному

Чем сейчас занимаются бывшие владельцы

Продавец
 
Покупатель
 
Стоимость сделки
 
Период переговоров
 
Дата сделки
 
Нынешняя деятельность
 
Лев Бухгейм,
Андрей Бекарев,
«Рисс-Телеком»
 
Effortel
 
$4-5 млн
 
Около 1 года
 
Июль 2007 г.
 
Лев Бухгейм – генеральный директор «Рисс-Телекома», развивает 4 собственных инновационных компании
 
Даниил Слободский,
«Авантел»
Severen Group
 
 —
 
 —
 
Июль 2007 г.
 
Уехал жить в Черногорию
 
Дмитрий Докин,
«Инмарко»
 
Unilever
 
Около $200 млн
 
 —
 
Февраль 2008 г.
 
Председатель совета директоров «Инмарко»
 
Андрей Гладченко
 
«Региональная медиагруппа»
 
Около $6 млн
 
2-3 месяца
 
Апрель 2007 г.
 
Развивает собственный бизнес: «Метро-ТВ», газета «Николаевский проспект»
 
Людмила Кожемякина, «Квартал»
 
Группа компаний «Новые торговые системы»
 
Около 3,3 млрд руб
 
 —
 
Май 2008 г.
 
Развивает собственную сеть магазинов в Москве
 
F1, сеть аптек
«Ваше здоровье»
 
«Роста»
 
150-180 млн руб.
 
Около 1 г.
 
Ноябрь 2007 г.
 
Развивает другие направления группы
 
Петр Чернов,
«Первая миля»
(сеть academ.org)
 
«Норильск-Телеком»
 
Около $1,6 млн
 
Около 3 мес.
 
Июль 2007 г.
 
Ищет работу
 
Бизнес-группа
NORDAзия, «Стиф»
 
«ШЫFЫС ИНТЕРИНВЕСТ КАZ»
 
 —
 
 —
 
Октябрь 2008 г.
 
Развивает другие направления группы компаний
 
 
 Источник: данные компаний, экспертный опрос «ДК».
 
 
мнение

«Халявы» с инвестиционными ресурсами больше не будет
Игорь Ладыгин
директор компании «БКС Консалтинг»
Доступ к финансированию становится ключевым конкурентным преимуществом компаний. Многие региональные игроки, которые вели агрессивную долговую политику, не сумевшие создать эффективную систему управления, не отвечающие критериям инвестиционной привлекательности бизнеса, оказались в очень тяжелой ситуации и не смогут привлечь финансовые ресурсы для развития или даже для перекредитовки. Падают объемы производства, объемы продаж — может наступить «час Х», когда компания просто станет банкротом. Если собственник видит, что компании осталось несколько месяцев нормального функционирования и без вливания финансовых ресурсов дни ее сочтены, а кредитов нет, то лучше ее продать сейчас за текущую стоимость и выручить хоть какие-то доходы, чем через какое-то время отдать за долги. Это особенно касается страховых, лизинговых, ритейловых компаний.
Вторая причина, по которой собственники продают свой бизнес, — если компания сейчас находится на пике стоимости. Лучше продать компанию сейчас, потому что в дальнейшем бизнес подешевеет. Третья причина — это усталость собственников от бизнеса.
В сентябре-октябре 2008 г. количество бизнесменов, обратившихся к нам с просьбой найти покупателя их бизнесу, выросло в 2,5 раза. Это не считая того, что мы сами выходим на продавцов бизнеса. За 9 месяцев 2008 г. рынок продажи и покупки бизнеса вырос на 47%. В следующем году рынок также увеличится минимум в 1,5-2 раза. Однако количество предложений не будет напрямую отражаться на количестве сделок — купят далеко не всех. Также мы прогнозируем рост количества сделок в виде слияния (укрупнения, реорганизации) бизнесов, а также рост количества сделок по пути конвертации долгов в акции компании.
При продаже нужно учитывать тип инвестора, которого планируется привлечь. Финансовый инвестор преследует цель заработать на росте стоимости компании, его интересует покупка пакета от 10 до 75% акций компании. Сейчас благоприятное время — инвестфонды стремятся зайти в компанию не на пике ее стоимости. Те переговоры, которые начались во втором полугодии 2008 г. из-за недоступности долгового финансирования и проведения IPO, дадут свои плоды в II-III квартале 2009 г. В это время мы ожидаем всплеск сделок с собственностью.
Финансовый инвестор купит долю в той компании, у которой наиболее четкая стратегия, наиболее профессиональный менеджмент, хорошие перспективы, высокая прозрачность компании. Перспективы есть даже в условиях финансового кризиса.
Для тех у кого есть деньги, сейчас благоприятное время для покупки конкурентов, поставщиков, смежников. Особенно повезло тем, кто еще до кризиса смог провести частное размещение, привлек капитал инвестора и теперь сможет проводить активную политику слияний и поглощений. При этом для многих компаний этот путь еще открыт — можно привлечь инвестфонд и на его деньги осуществлять укрупнение бизнеса.
В успехе Overview сделки по продаже многое зависит от самих продавцов. Нам известны случаи, когда сделки оказались в процессе переговоров, когда начался кризис, и некоторые собственники отказались от продажи, надеясь получить больше денег за бизнес, когда ситуация улучшится. Некоторые из них ошибочно считают, что после кризиса все вернется на прежний уровень. Раньше при оценке бизнеса решающее влияние зачастую оказывали факторы экстенсивного развития — рост выручки, количества магазинов, точек и т.д. Сейчас решающий фактор — эффективность бизнеса. После кризиса правила игры будут совершенно другими и прежней «халявы» с инвестиционными ресурсами больше не будет. За второе полугодие оценки российских торгуемых компаний упали на 30-50%. Вслед за котировками упали и стоимости непубличных компаний. Например, раньше банки стоили 2-2,5 капитала, по некоторым сделкам сумма доходила до 4, то теперь менее 1 капитала. Раньше ритейл оценивался 8-10 EBITDA, сейчас — 1-4 EBITDA. Дисконт за невысокий уровень корпоративного управления, отсутствие аудита, консолидированной отчетности и т.д. может быть до 30%. Иностранные инвесторы закладывают в сделки еще и страновые риски. Российские предприятия они оценивают с дисконтом в 5-10%, но при этом наши предприятия становятся все более интересными иностранным инвесторам благодаря их перспективам и возможностям будущего роста.

Самое читаемое
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.