Второй «Леруа Мерлен» в Новосибирске изменит расстановку сил на рынке – эксперты
25 сентября в Новосибирске открылся второй магазин сети Leroy Merlin. Событие вызвало ажиотаж, и DK.RU решил узнать у экспертов, как поменяется расстановка сил на рынке с расширением крупного игрока.
По оценкам специалистов маркетингового агентства Grinderr, сегодня на долю «Леруа Мерлен» в Новосибирске приходится около 41% рынка строительного ритейла в сегменте универсальных магазинов, а на долю главного конкурента – «Домоцентра» (Forma) – порядка 19%.
Сибирское руководство «Леруа Мерлен» оценивает свою долю на рынке строительных материалов в 15% и в 35% – на рынке DIY.
Как сообщают аналитики Grinderr, участники рынка считают нишу DIY-товаров в Новосибирске еще не заполненной. Но если сравнить с другими российскими городами, то, судя по цифрам – 0,4 магазина 100 000 жителей – рынок DIY в Новосибирске не насыщен. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге на 100 000 жителей работает 3 и 6 магазинов соответственно. Емкость рынка DIY за 2013 г. составила около 12 млрд руб. – примерно 8 тыс. руб. на каждого жителя Новосибирска в год.
«Я думаю, что цифра 35% вполне реальная. Если это с учетом двух магазинов, с учетом перераспределения. Это ожидаемая цифра, а там будет видно. Пока что у нас на рынке, я думаю, свободных ниш нет, есть серьезная конкуренция. Например, один из лидеров – «Домоцентр» – тоже и меняет магазины, и новые вводит. Сейчас ставки делают (что и сделал «Леруа Мерлен») на доступность потребителю – это свидетельство нарастающей конкуренции. У «Леруа» доля увеличится из-за того, что они заняли и правобережье, раньше клиентов у них было меньше из-за низкой транспортной доступности, теперь поток увеличится», –
считает советник управляющего партнера DSO Consulting Сергей Сидоренко.
«На Российском рынке сеть Leroy Merlin усиливает свое положение год от года. Ключевые факторы успеха сети – выгодные закупочные условия, активное использование собственных торговых марок, сильный розничный бренд. После открытия второго магазина возле Димитровского моста Leroy Merlin может занять более 50% рынка, то есть практически монополизировать его. В целом, развитие французской сети, заставляет российских операторов оптимизировать затраты (например, закрывать нерентабельные торговые объекты). Новосибирским игрокам для того, чтобы отстоять свои рыночные позиции, придется отстраиваться от лидера рынка – как в ассортиментной политике, так и в уровне сервиса», –
уверены аналитики Grinderr.
С ними соглашается и генеральный директор компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин:
«Безусловно, правильно разделять рынок на строительный и непосредственно DIY. В целом оценки компании по их доли реалистичные. Среди компаний-конкурентов по DIY-сегменту можно отметить Домоцентр (Forma), которым, по нашим оценкам, принадлежит примерно 15% рынка, ГК «Феникс» (примерно 10-15% рынка), «Колорлон» (15% рынка) и сеть «М 2» (5% рынка). Из общей картины, безусловно, выделяются «калейдоскопы» – у них несколько иной формат. Емкость всего рынка DIY Новосибирска, по нашим оценкам, составляет примерно 12-14 млрд руб., и он еще не консолидирован, поскольку свыше 40% пока приходится на открытые рынки и мелкооптовые базы, гипермаркеты занимают около 50% продаж на рынке. Поэтому «Леруа Мерлен» вполне может выполнить поставленные планы за счет прироста от неорганизованной розницы и части конкурентов – их цены по многим позициям действительно ниже рынка, и конкурентное расположение поможет привлечь часть клиентов».
Еще одну точку зрения высказал аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Он уверен, что дальнейшее усиление позиций компании на локальном рынке вполне логично.
«Несмотря на экономический спад, рынок строительных материалов остается сравнительно устойчивым и, кроме того, сохраняет потенциал дальнейшего роста, так как уровень насыщения здесь относительно невелик. В целом компания ориентирована на долгосрочное развитие и вполне ожидаемо продолжает расширять географию сети в СФО, ориентируясь на наиболее крупные города с высоким уровнем платежеспособного спроса».
Объем рынка DIY аналитик оценил в широком диапазоне: $25-30 млрд, что, по его словам, объясняется преимущественно невысоким уровнем прозрачности и различными методиками оценки.
«По примерным расчетам, на долю локального рынка Новосибирской области может приходиться около 2-3% в общем объеме DIY индустрии. В последние годы рынок рос достаточно динамично, в среднем на 10-15% в год в номинальных ценах. Одним из ключевых драйверов поддержки оставались высокие темпы роста нового строительства и в целом расширения рынка жилой недвижимости, так как этот сектор выступает основным поставщиком спроса на строительные и отделочные материалы. В настоящий момент на фоне общего выраженного спада в экономике конъюнктура DIY выглядит довольно сложно. В ближайшее время массовый рынок будет оставаться под давлением ослабления темпов роста и, вполне вероятно, даже сужения спроса. Развитие рынка во многом будет зависеть от динамики нового строительства. Пока в этом секторе ситуация стабильная и даже довольно позитивная. Несмотря на спад в экономике, ввод жилья, поддержанный сильным ипотечным кредитованием, по итогам первого полугодия в целом по РФ вырос на 30% г/г, в СФО - на 27%, в Новосибирской области – на 71%. Данный фактор будет оказывать серьезную поддержку рынку DIY в среднесрочной перспективе»,
– подытожил Максим Клягин.