Юрий Шиллер ищет добрых людей

Призов он не снискал, но вызвал существенный резонанс, живую полемику среди критиков и искусствоведов. Официальная премьера картины состоялась в сентябре в рамках XIII международного фестиваля до

В конкурсной программе прошедшего этим летом Международного Московского кинофестиваля Россию представлял фильм «Воробей» новосибирского кинематографиста Юрия Шиллера.

Призов он не снискал, но вызвал существенный резонанс, живую полемику среди критиков и искусствоведов. Официальная премьера картины состоялась в сентябре в рамках XIII международного фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», где «Воробья» горячо приняли зрители.
Как случилось, что вы от кинодокументалистики пришли к съемкам полнометражного игрового фильма?
— Я не вижу большой разницы между игровым и неигровым кино. Все, что я люблю в документальном кино— построение композиции кадра, ритма, тональности, стилистики,— присутствует и в художественном кино. Кстати, я учился именно режиссуре художественного кино на одном курсе с Рустамом Хамдамовым, Ираклием Квирикидзе и другими признанными мастерами. Но, проходя практику, увлекся процессом создания научно-популярных, познавательных лент, основанных на фактах, а не на вымыслах. Тогда же ощутил вкус к документалистике, совпавшей с моим личным интересом к людям, к их судьбам, к разному укладу жизни, разным профессиям и мировоззрениям. Для меня реальный человек со всеми его достоинствами и недостатками стал важнее, дороже придуманного, приукрашенного персонажа. Тем не менее я прекрасно понимал, что некоторые темы можно раскрыть исключительно в игровых жанрах, с помощью определенных художественных приемов. Потому, когда возник замысел «Воробья», я взялся за написание сценария игровой картины.
Сколько времени вы работали над сценарием дебютного художественного фильма?
— Достаточно долго, почти 10 лет. Не поймите превратно, будто я десять лет просидел за письменным столом. Нет, конечно. За последнее десятилетие я побывал, наверное, в сотне экспедиций, в коротких и длительных командировках, выпустил несколько документальных лент. Но подспудно постоянно обдумывал систему образов, действие, сочинял реплики, монологи и диалоги, делал и переделывал наброски. А окончательный вариант сложился как раз быстро, примерно за пару недель. Я отправил его на Открытый российский конкурс сценариев «Вера. Надежда. Любовь», где мою работу удостоили главного приза. Тот же сценарий победил и на конкурсе XXII Шукшинского фестиваля, проходившего в Сростках в этом году.
Как известно, вы все документальные фильмы снимали по собственным сценариям, и практически каждый из них был отмечен призами разнообразных престижных российских и зарубежных фестивалей. А, скажите, к победам можно привыкнуть, охладеть, или они неизменно воодушевляют?
— Любому художнику важно признание. Для меня оно не повод ликовать, надувать щеки от гордости, что было бы совсем глупо. Признание— это подтверждение того, что ты работаешь не напрасно, движешься в верном направлении, что твои идеи восприняты публикой, экспертами, жюри. Приз на сценарном конкурсе «Вера. Надежда. Любовь» в 2009 г., где я, несмотря на солидный возраст, участвовал действительно как дебютант, наравне с новичками, студентами ВГИКа, безусловно, придал мне уверенности. Я подал творческую заявку в соответствующую комиссию Госкино РФ, и ее удовлетворили— выделили частичное финансирование на создание фильма. К сожалению, продюсерам почти не удалось привлечь дополнительных средств, и бюджет картины пришлось уложить в сумму господдержки— 23 миллиона рублей.
Неслыханно низкий бюджет.
— Тем не менее я придерживаюсь той позиции, что лучше работать бесплатно, чем бездельничать, бездействовать. Начал подготовку к съемкам. Подготовительный период— занятие кропотливое, ведь стремишься собрать в команду лучшего оператора, звукорежиссера, художника-постановщика, а они, как правило, нарасхват, заняты другими съемками.
Наверное, не менее сложно выбрать актеров. Нельзя не отметить, что в вашем фильме замечательно справился с главной ролью Мити Воробьева по прозвищу Воробей непрофессионал, ребенок. Снимать детей труднее, нежели артистов?
— Труднее всего было найти подходящего мальчика. Кастинг я проводил на «Мосфильме», исполнителей всех ролей утвердил без особых проблем. К моему удивлению, известная актриса МХТ имени Чехова Кристина Бабушкина, сыгравшая маму Воробья, легко согласилась работать за маленький гонорар, потому что ей понравился сценарий. А вот мальчик никак не находился. Ко мне чуть ли не целый месяц привозили ребят со всей Москвы, мечтающих о карьере в кино, я отсмотрел несколько тысяч кандидатов, среди них были и способные, и киногеничные, но... Понимаете, это были такие ухоженные, благополучные, слишком правильные мальчики, а мой-то герой— неизбалованный деревенский паренек. Я нервничал, почти отчаялся, поскольку сроки поджимали: действие фильма происходит летом, укладывается в три дня, а лето было уже на исходе, стоял август 2009 года. И тогда я решил искать ребенка на месте съемок— в Пермском крае. Познакомился со всей ребятней в деревнях, где наметил натуру, объехал несколько оздоровительных лагерей для школьников и там нашел Дениса Бабушкина, случайно оказавшегося однофамильцем Кристины. Он— горожанин, но парень бойкий, с характером, ему палец в рот не клади. О кино вовсе не мечтал, увлекается астрономией, точными науками. А работать с ним было одно удовольствие, потому что Денис очень точно понимал и исполнял задачи, никогда не жаловался на усталость, к тому же подсказал часть реплик для своего персонажа.
— Вашу картину вообще отличает сочность языка, близкого к народному, не олитературенному. Это обстоятельство и ряд приемов съемки роднит ее с документальным жанром, где, в отличие от игрового кино, есть не стремление к правдоподобию, а настоящая правда. Однако сюжет из области притчи: ребенок с ружьем в руках спасает табун лошадей, который нерадивый председатель совхоза хочет пустить под нож.
«Воробей»— емкая метафора, ваше представление о том, что происходит в российской глубинке с простыми людьми, растерявшимися в изменившихся экономических условиях. С вашим выводом, с вашим художественным высказыванием можно соглашаться или не соглашаться, но в любом случае оно трогает искренностью, наличием боли. Очевидно, что вы сохраняете прежний пристальный интерес к «маленькому человеку». А люди успешные, достигшие высот, не нуждающиеся в сочувствии, вам интересны?
— Безусловно, интересны. Как раз сейчас я работаю над фильмом об уникальном директоре новосибирского зоопарка, депутате горсовета Ростиславе Шило. И к ней я тоже шел долго, много лет наблюдая, как этот деятельный, перспективно мыслящий, увлеченный своим делом человек превратил заброшенное, загибающееся «хозяйство» в одно из лучших, благоустроенных мест города. Я искренне восхищаюсь личностью Шило. Но восхищаться, как вы выражаетесь, успешными людьми легко, они у всех на виду, их достижения очевидны. А о сельчанах, жителях глубокой провинции мало кто думает, хотя на них страна держится. Они тяжко трудятся, еле сводят концы с концами, но притом думают не о куске хлеба, не о деньгах, а о сохранении души, о справедливом мироустройстве. Да, у них есть слабости вроде тяги к алкоголю, но есть и подлинная сердечность, доброта. Я очень дорожу поездками в села, люблю разговаривать с механизаторами, доярками, пастухами. Не устаю поражаться, какой у них живой, пытливый ум, какое чувство юмора, меткость речевых оборотов.
Можно сказать, что встречи с людьми и являются для вас источником вдохновения?
— Да, я считаю, самое ценное, что есть на земле,— это добрые, отзывчивые люди. Без них «Воробей» бы не состоялся. Мы вынуждены были экономить на декорациях, ничего не строили, снимали в реальных интерьерах деревенских домов и дворов. Сельчане не только не возражали, а еще и угощали нас картошкой, молоком, стремились помочь, чем могли. Как можно таких людей не уважать, не вдохновляться ими?

Юрий Шиллер
Кинорежиссер
Родился 13 августа 1942 г. в городе Оха Сахалинской области.
Образование: 1969 г. — окончил ВГИК, мастерскую Григория Чухрая.
Карьера:
1969-1975 гг. — режиссер на киностудии «Казахфильм» в Алма-Ате.
С 1975 г.— режиссер студии «Новосибирсктелефильм», затем Западно-Сибирской киностудии.
За 40 лет создал более 50 научно-популярных и документальных фильмов.
Удостоен Государственной премии РФ в 2000 г.

культ
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.