Зачем фастфуду потребитель на колесах? Мнение экспертов ресторанного рынка

Формат обслуживания, когда можно отправить и получить заказ, не выходя из машины, в России пока недооценен, тогда как в США его доля в фастфуд-сегменте занимает существенные 50%.

Формат Drive Thru знаком нам по «МакАвто», «KFC-авто», «Бургер Кинг», «Магбургер» за границей. Эксперты r_keeper предложили, как можно ускорить и в России.

От наушников до цифры

Неудивительно, что американцам, чья жизнь частично проходит в машине, первым пришло в голову придумать «автомобильное окно». Популярность авто-кафе начала расти после запуска «Макдональдсом» экспресс-обслуживания в 1975 году. Окно для обслуживания посетителей в автомобилях запустили специально для солдат с ближайшей военной базы, которым разрешалось отлучаться со службы только на машине. Однако годом рождения авто-кафе считается 1923, когда сеть ресторанов A&W открыла свой первый авто-ресторан в Калифорнии, где гостей обслуживали прямо в машине. Постепенно привычки менялись, люди все чаще предпочитали домашней пище еду вне дома. К середине 1970-х порядка 60% ресторанов быстрого питания обзавелись системой авто-раздачи. Возможность купить готовую еду не выходя из машины на тот момент считалась элементом престижа (машин было все еще не так много), определяющим стиль и образ жизни людей. Сегодня это всего лишь удобный способ быстро перекусить, не покидая автомобиль. 

Внешне типичный Drive Thru работает в режиме трех окон: терминал приема заказа, окно оплаты и окно выдачи заказа. В первом окне водитель через переговорное устройство озвучивает заказ, во втором оплачивает его, в третьем получает готовые блюда. 

Проблемы со звуком — первое, с чем столкнулись рестораны нового типа. В 1970-е годы с шумами от двигателя машины, ветра, проезжающих мимо автомобилей боролись традиционными способами — с помощью наушников. Гарнитуры были достаточно громоздкие и в любой момент могли разбиться. С наступлением цифровой эпохи появились громкоговорители и датчики, и теперь слышимая речь стала чище и яснее. В современных системах Drive Thru голосовая связь подключается автоматически в тот момент, когда к терминалу подъезжает машина. Система реагирует на ультразвуковые и магнитные датчики, встроенные в асфальтированное покрытие. Большинство сервисов используют станцию HME, на данный момент это лидер на рынке систем голосовой связи для Drive Thru. Станция уведомляет оператора о том, что гость подъехал, оператор нажимает кнопку включения микрофона и начинает общение. Широкополосная технология захвата звука позволяет исключить влияние различных шумов и передавать лишь голоса гостя и оператора ресторана.

Если функциональность первых Drive Thru ограничивалась установкой голосовой связи, организацией приема и оплаты заказа, то сегодня системы для авто-кафе представляют собой полноценное кассовое ПО с возможностью интеграции с CRM и дополнительными устройствами. Например, для удобства гостя можно использовать второй монитор, который показывает состав и стоимость выбранных позиций, чтобы гость смог убедиться в правильности заказа. Здесь же отображаются текущие акции и специальные предложения. Гость сразу видит, например, выгодные сочетания блюд — комбо-наборы, комбо-обеды и другие акции. Система отличается гибкостью, Drive Thru оптимизируется в зависимости от времени суток и загрузки. Например, в часы пик можно запустить обслуживание в два окна, при большой загрузке поможет опция «парковка», которая отправляет гостей в зону ожидания, чтобы не скапливалась очередь. 

Для ускорения обработки заказа можно использовать мониторы для кухни и сборки заказа (KDS/VDU). Экраны, транслирующие заказ, устанавливают сразу в нескольких точках — для визуализации на кухне, у операторов и непосредственно перед глазами гостя. В окне оплаты на экран выводится весь заказ, чтобы гость видел, что оплачивает, а в окне выдачи информация на мониторе облегчает сборку. Если по какой-то причине приготовление блюд задерживается, оператор выдачи просит гостя отправиться с машиной в зону ожидания, чтобы не создавать очередь. 

Важная часть Drive Thru — интеграция с системой мониторинга. Система отслеживает время обслуживания в каждой точке, собирая данные с магнитных датчиков. Управляющий может отследить, какие участки «проседают», кто из кассиров работает недостаточно быстро, выполняются ли речевые скрипты. Данные по самым продаваемым блюдам и выручке также фиксируются в системе, у маркетолога теперь достаточно данных для эффективного продвижения. В системе можно задавать напоминания о приветствии, а также предупреждения для работников. Таким образом, ваш сотрудник не забудет поприветствовать гостя, предложить ему наиболее маржинальные блюда, комбо-наборы или акции, и в конце обслуживания — правильно попрощаться. 

Правила эргономики 

В Америке Drive Thru — автоэкспресс обеспечивает до половины всех продаж в сегменте быстрого питания (QSR). Для некоторых заведений он стал основным источником дохода, потеснив традиционные продажи (если речь идет о мультиформатном ресторанном комплексе). Однако, несмотря на впечатляющие цифры, в целом автоэкспресс значительно проигрывает традиционному фастфуду, в первую очередь по уровню качества обслуживания, а не скорости приготовления еды даже в часы пик. 

Обычно услугу заказа еды из окна автомобиля вводят как приятный бонус к основному бизнесу: усилия затрачиваются на отладку работы в главной точке. Тем не менее, с этим форматом нужно работать. Например, внедрение второго экрана для посетителя позволит увеличить средний чек и хорошо отразится на лояльности гостей. Или взять логистику на площадке: любое пространство можно спланировать таким образом, чтобы эффективно распределить потоки. Внимательный управляющий попробует разобраться, как покупатели взаимодействуют в каждой конкретной точке, какие коммуникационные стратегии применяются, как можно ускорить процесс обслуживания, сделать его удобнее и проще.

На въезде в ресторан неплохо поместить рекламу, оповещающую о наличии автоэкспресса. В зоне ожидания важно пробудить у гостя аппетит, вызвать желание заказать более дорогостоящие блюда. Здесь размещают рекламные баннеры, транслируют видеоролики и предложения «счастливые часы» и «комбо-блюда». Самая ответственная — зона заказа. На этом этапе оператор должен проинформировать гостя об акциях и закрепить у него желание приехать еще, выдать купон на скидку, буклет с меню, предложить напитки и т.д. Для операторов отлично работают KPI по продажам высокоприбыльных позиций: в современной r_keeper_7 управляющий может задавать цели по продажам для персонала, а сотрудники будут видеть, насколько они приблизились к достижению целей в течение дня. На выезде рекомендуется установить знаки, указывающие направление движения или схему выезда на основную дорогу. 

Однако и эти проблемы в операционной деятельности авто-кафе — не единственные, очевидно, что традиционные подходы устарели в целом и назрела необходимость в технологических изменениях. На смену приходят мобильные системы: гость делает заказ еды через приложение, в окне автоэкспресса ему остается только произвести оплату и получить готовые блюда. Еще до того, как водитель заведет мотор автомобиля, заказ будет отправлен на кухню, гостю не нужно будет громко и внятно повторять наименования блюд в окошке приема, искать мелочь или карту и ждать в очереди — автоэкспресс работает как пункт выдачи интернет-магазина. Это решение еще больше экономит время потребителя и увеличивает оборачиваемость бизнеса. При этом все заказы отображаются в системе CRM, где можно отследить историю по каждому гостю, частоту покупок, любимые блюда, дни посещений. 

Динамика роста фастфуд-сетей с опцией Drive Thru обгоняет традиционный фастфуд в четыре раза по американскому рынку. Рынок сетевого питания накопил достаточно знаний, чтобы обеспечить российскому «потребителю на колесах» достойный сервис, а собственникам — хорошие прибыли.

Самое читаемое
  • «В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей«В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей
  • Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлераЧто «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера
  • В Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в судВ Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в суд
  • В День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в ЕкатеринбургеВ День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге еще на трех новых площадках вместо ветхих домов появятся ЖКВ Екатеринбурге еще на трех новых площадках вместо ветхих домов появятся ЖК
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.