«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве

«Деловой квартал» и театр «Глобус» собрали за круглым столом представителей культуры и бизнеса, чтобы поговорить о том, как изменятся их отношения после региональных поправок в закон о меценатстве.

Поддержка проектов в сфере культуры со стороны бизнеса — вечный вопрос, который, казалось бы, должен найти решение после принятия закона о меценатстве. Соответствующая инициатива была принята Госдумой в 2014 году. №327-ФЗ регулирует отношения в сфере меценатской деятельности.

Законом устанавливаются права и обязанности меценатов, права и обязанности получателей меценатской поддержки; права органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности; государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности.

В конце 2018 г. в него были внесены поправки, позволяющие Субъектам Федерации устанавливать свой процент налогового вычета для местного бизнеса, занимающегося поддержкой госучреждений. Первоначально установленный лимит — 25% — регионы могут повышать на 5%, в соответствии со своими бюджетными возможностями.

Как отнеслись к поправке в Новосибирской области, простимулировал ли закон меценатскую деятельность бизнеса, стали ли предприниматели чаще выходить с инициативой поддержки госучреждений или каких-либо культурных проектов?

Эти вопросы «ДК» задал экспертам круглого стола. В заседании приняли участие заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский, директор «Первого театра» Юлия Чурилова, директор МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук, Управляющий сетью клиник «Смитра» Петр Смиренко, член совета директоров компании «Байт» Алексей Шпикельман, директор новосибирского представительства компании BAS Ирина Комлева, генеральный директор NL International Светлана Семенова, PR-директор NL International Елена Паночевных, директор «Альянс Франсез» Ирина Яциневич, руководитель театральной компании «Гамма» Анастасия Журавлева, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин, директор театра «Глобус» Елена Алябьева, директор театра «Понедельник выходной» Дарья Каребо, основательница Школы благородных девиц Рената Давыдова.

Первым высказался заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, который пояснил, в чем, собственно, суть закона:

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  1Смысл этого закона, который уже вступил в действие, в том, что компании, которые финансируют какие-либо проекты, а также деятельность государственных, муниципальных учреждений культуры, имеют право на получение налогового вычета, и, соответственно, этим федеральным законом устанавливается возможность регионам увеличивать долю этого налогового вычета на 5%. Пользоваться этим законом можно уже сейчас, нет только этой региональной прибавки, которую должен просчитывать экономический блок правительства, чтобы просчитать возможные эффекты и выйти с соответствующим законопроектом. Но отсутствие областного закона не мешает компаниям, которые работают в России и Новосибирской области, пользоваться той нормой, которая установлена федеральным законодательством. Пока у регионального Минкульта сведений о том, что кто-то вложился в проекты государственных муниципальных учреждений, за время действия этого закона, нет. В принципе, я думаю, что представители бизнеса, которые хорошо считают деньги, и могут находить возможности для того, чтобы реализовывать свои проекты, и оптимизировать затраты и прибыли, и так понимают, как выстраивать взаимоотношения со сферой культуры. Нам же интересно, какие совместные действия мы могли бы предпринимать, что интересно бизнесу в сфере культуры, которую представляют государственные муниципальные учреждения.

Директор театра «Глобус» Елена Алябьева поддержала эту мысль:  

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  2Мы знаем, что были и есть люди, которые помогали и помогают театрам и другим учреждениям культуры, есть люди и организации, которые устраивают культурные мероприятия для своих действующих и потенциальных клиентов. Многие занимаются и благотворительностью, и каким-то образом вкладываются в учреждения культуры, поэтому нам было бы интересно узнать сейчас, когда появились конкретные поправки в Налоговый кодекс, интересны ли они для бизнеса, и будет ли это толчком к активной помощи учреждениям культуры? Или, может быть, есть какие-то другие направления, которые были бы интересны бизнесу? Потому что учреждения культуры, в частности, театры, помимо своей прямой деятельности, организуют много сопутствующего — например, фестивали. То есть существуют разные способы взаимодействия в области культуры, и нам хотелось бы получить обратную связь, узнать, в чем бизнесу интересно участвовать.

Из представителей бизнеса первым слово взял генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский, который поделился опытом, как его компания участвует в культурной жизни города. Напомним, что в сентябре 2018 г. застройщик заключил соглашение с региональным Минкультом о сотрудничестве, которое предполагает совместное проведение городских культурных мероприятий, строительство актового зала в микрорайоне «Стрижи» и множество других проектов.

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  3Соглашение о сотрудничестве «Стрижей» и Минкульта — это некий манифестный документ, который фиксирует наши добрые отношения. В силу своей деятельности нам интересно (и мы обречены) отвечать за все, что происходит на подконтрольной нам территории. Культурная жизнь, спортивная и даже образовательная — это то, на что мы не можем закрыть глаза по определению. Бессмысленно перечислять все события, которые мы делаем, потому что их очень много, и они не все даже связаны со сферой культуры. В рамках этих формализованных отношений с Минкультом у нас возникли весьма долгосрочные перспективы. Так получилось, что сейчас огромное количество театральных, музыкальных, танцевальных студий, в которых занимаются дети нашего микрорайона на бюджетной основе, начинают вокруг себя аккумулировать взрослых родителей, так начинает кипеть культурно-образовательная жизнь. И эта глобальная история не укладывается ни в какие Налоговые кодексы и рамки. Более того — если мы начнем запрашивать налоговые вычеты, мы просто «вспотеем» от обоснований, куда пошли эти деньги. И вообще нам, строителям, запрещено заниматься этими вещами, потому что это нецелевая деятельность, если оценивать с позиции нынешнего законодательства. С моей точки зрения, новации в законодательстве точно не станут толчком для какой-то активности так называемых меценатов. Если у бизнеса есть внутренняя мотивация и желание этим заниматься, то он будет что-то делать. Если желания и мотивации нет, он не будет делать ничего. Толчком к участию бизнеса в культуре, по моему мнению, будут не налоговые льготы, а именно интерес бизнес-сообщества. А его пробудить очень просто: подавляющее число бизнесменов — люди пытливые и заинтересованные, и их нужно просто привлекать, звать на мероприятия, в закулисье, приезжать со своими капустниками и так далее. Если представители культуры будут приходить в гости и звать бизнесменов к себе, я уверяю, в Новосибирске родится колоссальное количество интересных, живых проектов, которые бизнес поддержит, — отметил Игорь Белокобыльский.

Его поддержал директор МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук:

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  4При нашей поддержке в Новосибирске была открыта приемная ГИТИСа, молодежь получила возможность пройти кастинг, стать абитуриентом института. Причем это можно было сделать как лично, так и дистанционно — на сайте. Мы помогли организовать этот процесс. Я согласен с Игорем Белокобыльским: если ты делаешь бизнес на территории всерьез и надолго, если ты здесь живешь и работаешь, твои дети здесь учатся и развиваются, твои клиенты живут здесь, то ты так или иначе участвуешь в культурной жизни, потому что это та среда, в которой ты развиваешься, черпаешь идеи. Без этого невозможно. Что касается законодательной базы, то моя позиция заключается в следующем. Мы поддерживаем разные мероприятия, в том числе и такие, которые проводят самодеятельные коллективы — те, кто стремится что-то сделать, заявить о себе и как-то себя показать. Но с точки зрения поддержки госструктур мы как публичное акционерное общество имеем слишком много ограничений — и с точки зрения прямой финансовой поддержки пакеты документов нужны просто колоссальные. Здесь возникает серьезная загвоздка. И, что меня более всего разочаровывает в текущей ситуации — это то, что мы не можем спокойно помогать тем, в чем хорошо разбираемся. Мы большая цифровая компания, и мы готовы и хотим поддерживать тех, кому это нужно, какими-то сервисами и услугами, которые у нас хорошо развиты. Это теоретически звучит идеально. Но на практике мы очень жестко ограничены. Я бы очень хотел помогать тем, что я знаю и умею, но это сейчас, к сожалению, крайне затруднительно.

  Управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков   поделился опытом международной компании в благотворительной деятельности: 

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  5Реализация благотворительной программы даст больше ценностей для благополучателей и долговременный эффект для общества в целом, если при ее планировании будут учтены несколько условий. Во-первых, программа должна встраиваться в стратегию устойчивого развития компании и соответствовать выбранным направлениям благотворительности. Во-вторых, она должна быть направлена на решение важнейших вопросов, влияющих на уровень жизни людей, учитывать региональную специфику и дополнять усилия государства в решении конкретной задачи. И в-третьих, компании-донору нужен надежный партнер в благотворительности в виде авторитетной, обладающей высокой экспертизой некоммерческой организации, которая бы смогла обеспечить администрирование программы. В России, основываясь на этих принципах, мы реализуем благотворительные программы, которые направлены на поддержку образования и научно-исследовательской деятельности, помощь пожилым и людям с ограниченными возможностями, развитие малого и среднего предпринимательства. Поддержка культуры также находится в фокусе нашей благотворительности. Например, в партнерстве с Российским военно-историческим обществом мы поддерживаем создание инновационного мультимедийного комплекса для Музея военной формы, что позволит ему повысить уровень экспозиционно-выставочной работы, привлечь широкий круг посетителей и проводить семинары по военно-исторической тематике. В партнерстве с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» мы помогаем Центру реализации творческих проектов «Инклюзион», миссия которого – развитие инклюзивного театра в России. Театр активно развивается и имеет в своем репертуаре уже 8 постановок, в которых задействованы как слепоглухие, так и зрячеслышащие актеры. Наша поддержка позволяет театру привлекать к работе как российских, так и зарубежных режиссеров, имеющих опыт и понимающих специфику сенсорного театра, а также переводить спектакли на жестовый и иностранные языки. Данная инициатива помогает развивать культурно-просветительскую деятельность и повышает социальную инклюзию людей с мультисенсорным нарушением слуха и зрения. 

Управляющий сетью клиник «Смитра» Петр Смиренко также согласился с тем, что у бизнеса возникает много сложностей, когда встает вопрос о поддержке тех или иных проектов и учреждений:

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  6Тема эта очень многогранная. Безусловно, всем нужна поддержка. И она существует. Каждый оказывает ее по мере сил и возможностей. Понятно, что бизнес будет гораздо активнее и с большим интересом вкладывать в проекты, если будет знать, чем ему это отзовется. Нужен какой-то механизм, который, может быть, помогал бы объединяться крупному, среднему и малому бизнесу с учреждениями, нуждающимися в поддержке. Наверное, здесь Минкульт должен взять на себя миссию по разработке программ, механизмов, позволяющих объединяться. Существуют же какие-то фонды, попечительские советы при каких-то культурных учреждениях. Можно в них вступать и пользоваться этой возможностью для поддержки. Наверное, просто нужно искать разные механизмы, в том числе закон должен помогать, но, мне кажется, что представителям культуры нужно больше показывать себя, бизнес все-таки занят бизнесом, у него нет времени, чтобы искать какие-то каналы, нужно их демонстрировать. Мы все живем в Новосибирске, любим этот город и готовы делать жизнь здесь немного лучше.

Эту мысль поддержали многие участники круглого стола, отметив, что сейчас действительно остро обозначилась необходимость в некоем интеграторе, который объединял бы интересы меценатов и потенциальных благополучателей.

Руководитель театральной компании «Гамма» Анастасия Журавлева отметила:

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  7Когда возникает проект, в котором все заинтересованы, и он совпадает с целеполаганием и с теми миссиями, которые видит в своей деятельности бизнес, это не вопрос меценатства, это скорее вопрос выстраивания эффективных коммуникаций между разными формами бизнеса для достижения общей цели. Поэтому я лично не верю в этот закон, потому что он никак не распространяется на тех, кто действительно нуждается в меценатстве, и он не приведет ни к каким изменениям. Я бы здесь говорила скорее о том, что необходимо, ровно так же, как создаются агентства маркетингового развития, или агентства инвестиционного развития территории, создать какое-то агентство для эффективных коммуникаций между культурой и бизнесом. Потому что не должен театр сам решать какие-то вопросы, связанные с безумной бумажной волокитой, равно как и бизнес не должен включаться в этот ад, связанный с бесконечными тотальными проверками. Все это должны брать на себя те самые эффективные коммуникаторы. Новосибирск в этом смысле территория уникальная, и бизнесу есть смысл включаться в какие-то интеграционные проекты здесь.

Генеральный директор Новосибирской государственной филармонии Бейбит Мухамедин также заметил, что закон, по сути, ничего не меняет:

Примеры сотрудничества с бизнес-структурами у нас есть. С нами сотрудничают крупные компании Новосибирска в различных проектах. Но это никак не связано с новшествами в законе и законом вообще. Его действие на сегодняшний день не особо отразилось на нашей работе. Компаний, которые хотели бы принять участие в каких-то совместных с нами проектах, не стало больше. Решение данного вопроса лежит гораздо глубже. И он требует очень большого ресурса времени.

Евгений Сазонов резюмировал вышесказанное так:

Хорошо, что у нас есть законодательный повод, чтобы обсуждать такие вопросы, и когда мы их обсуждаем, то видим, что есть проблема коммуникации и несовпадения «протоколов» бизнеса и культурных учреждений. Государство со своей законодательной инициативой, несомненно, благой, не до конца учитывает интересы потенциальных меценатов, которые действительно заинтересованы в ведении этой деятельности, но они ее не всегда ведут в том числе потому, что протокол ведения бизнеса серьезно отличается от тех протоколов, которые выстроены в системе государственного управления. У бизнеса есть свой интерес, который вписан в корпоративную этику, в корпоративные задачи, корпоративную ментальность, и он действует в рамках своей проектной деятельности, не связываясь с институциями. Поэтому в этом плане закон о меценатстве действительно мало чем может помочь бизнесу. Проводить политику благотворительности и меценатства — это все равно себя обрекать на огромное количество отчетной деятельности, в которой погрязает как государство, так и бизнес. Поэтому очень правильно было бы, действительно, создать коммуникатора, посредника, который видел бы и учитывал в своей деятельности эти разницы протоколов госучреждений, бизнеса. Чтобы поддерживать и развивать взаимодействие, обязательно должна быть какая-то интегрирующая площадка или организация.

Директор театра «Красный факел» Александр Кулябин высказался по этому поводу так:

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  8Пока государство кровно не будет заинтересовано в том, чтобы бизнес помогал различным структурам и вообще занимался благотворительностью, ничего не изменится. Эти законы не работают, никого ими не простимулируешь. Закон о меценатстве пустой, он выхолощенный, нет интереса. Пока бизнес не будет понимать, какие привилегии со стороны властей он получит, ему не будет интереса что-то делать. Театр будет «лететь» только когда у него будет работать два крыла, одно – это государство, второе – это бизнес. Когда они будут вместе хорошо махать, тогда будет взлет высочайший. Мы пока летим на одном крыле. А государству невыгодно будет управлять, когда театры будут поддержаны 50:50. А еще я думаю, что бизнесу, расставаясь со своими кровными, интересно помогать тем, кто применит эти средства с пользой, пустит их в реальное, хорошее, большое дело, просто так, не глядя, мало кому хочется кому-то помогать.

Директор «Первого театра» Юлия Чурилова отметила, что вероятнее всего, бизнес будет охотнее помогать, когда это просто-напросто станет модно. Это ведь тоже понятный, ощутимый и измеримый эффект — что получит бизнес от такой поддержки. Раз это модно, и он встраивается в эти тенденции, значит, он будет на слуху и на виду, что даст ему определенный, хотя бы «рекламный», эффект.

PR-директор NL International Елена Паночевных ответила, что моду нужно создавать, и делать это должны именно сами учреждения культуры. Заинтересовать, создать что-то по-настоящему интересное, новое, необычное, чтобы это было престижно поддерживать, — вот, по ее мнению, задача учреждений культуры. Задать тренд и создать эту моду могут только они сами.

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что бизнес всегда готов поддерживать интересные проекты, но для этого ему необходимо больше информации о том, что происходит в городе, и куда можно направлять свои ресурсы. Как здесь должны распределиться силы? Эксперты, посовещавшись, решили, что от бизнеса нужна готовность включаться в проекты, от учреждений культуры — собственно проекты, но организовывать эту деятельность должна некая третья сторона, условное агентство, которое возьмет на себя роль коммуникатора и интегратора бизнеса, власти и культуры для построения качественного взаимодействия.

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  9

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  10

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  11

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  12

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  13

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  14

«Закон не работает». Новосибирские бизнесмены и деятели культуры — о меценатстве  15

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • У осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four SeasonsУ осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four Seasons
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • 40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю
  • Прогнозы уральского бизнеса — самые оптимистичные за 10 летПрогнозы уральского бизнеса — самые оптимистичные за 10 лет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.