«Несмотря на меры поддержки, собственники по-прежнему выставляют на продажу свой бизнес»

Аналитики выяснили, как стратегия отказа от полных ограничений позволила сохранить активность на рынке коммерческой недвижимости в крупнейших городах РФ, и насколько текущий спрос выше весеннего.

Как утверждают аналитики ЦИАН, отсутствие локдауна позволило поддержать спрос на рынке аренды офисной недвижимости. Текущая активность в крупнейших городах (от 1 млн чел.) оказалась на 68% выше, чем в весенний локдаун. Но если сравнивать с докризисным началом года, то текущая активность ниже на 26%.
 
Согласно данным исследования, более устойчивыми в пандемию оказались офисные площади классов А/B, которые выросли по спросу относительно весенних ограничений на 70%. В сравнении с началом года текущая активность ниже на 24%. Новосибирск показал рост в 228% (максимально по РФ) по сравнению с весной, а в сопоставлении с докризисным периодом — +34%.
Высокая активность на рынке во многом связана с изменением стратегий компаний: после полугода «удаленки» многие задумались о пересмотре занимаемой офисной площади, рассматривая альтернативные варианты. Именно поиск новых форматов (в том числе «гибких» офисов) обеспечивает спрос на рынке. Оптимизация — главная причина поиска подходящего объекта. Но компании не готовы понижать класс (а вместе с тем — престижность) офиса, — комментируют эксперты.
Самым устойчивым на рынке коммерческой недвижимости оказался складской сегмент. Интерес к аренде и покупке складов даже нарастил спрос в сравнении с докризисным периодом. Причем в крупнейших городах бизнес стал чаще интересоваться покупкой (+15%), чем арендой (+7%). Пандемия ускорила темпы роста дистанционных продаж — предприятия увеличивают именно складские мощности для онлайн-продаж, а не расширяют торговые точки.
В сравнении с периодом локдауна активность потенциальных арендаторов складов выше на 57%, потенциальных покупателей — на 31%. Чаще других арендой складов стали интересоваться в Казани (+122% в сравнении с началом года), Новосибирске (+67%), Уфе (+63%), Перми и Нижнем Новгороде (+62%), — говорится в исследовании.
Торговые центры сегодня открыты для посещения, и любой желающий может устроить шопинг. Но даже при таких условиях потенциальные арендаторы не торопятся возвращаться в торговые центры, уверены в ЦИАН.
 
Число просмотров объявлений аренды помещений в торговых центрах на 40% ниже, чем в начале года. А вот относительно периода самоизоляции, текущие показатели выше на 130%, но даже это не помогло полностью компенсировать массовый отток спроса. Сложнее всего обстановка в Красноярске, Москве и Уфе (спрос меньше в 1,5 раза). Самая позитивная ситуация — в Казани, Новосибирске, Перми и Челябинске: только здесь потенциальные арендаторы рассматривают помещения ТЦ для аренды чаще, чем в феврале. 
 
Чуть активнее восстанавливается спрос на небольшие магазины и помещения на первых этажах зданий. Текущий спрос выше докризисного в большинстве крупнейших городов, в среднем же по всем городам-миллионникам интерес к площадям стрит-ритейла в аренду ниже докризисного на 31%. В сравнении с весной активность потенциальных арендаторов выше на 120%. 
 
Восстановливается и спрос на покупку помещений с действующим бизнесом: в сравнении с допандемийным периодом он в среднем ниже лишь на 2%, а относительно весеннего локдауна готовность приобрести бизнес выше на 61%. В Новосибирске интерес к покупке готового бизнеса относительно весны вырос на 98%, относительно докризисного периода — на 13%.
 
В городах-миллионниках (кроме Петербургской агломерации) в сравнении с весенними значениями число объявлений о продаже готового бизнеса выше на 5%. В городах с численностью до миллиона — рост на 6%. Вывод: несмотря на все меры поддержки бизнеса, собственники по-прежнему отказываются от своих предприятий, выставляя их на продажу. В целом по РФ количество желающих продать свой бизнес на 26% выше, чем весной (в Новосибирске — +41%). Причем чаще всего речь идет о «непереживших» локдаун.
 
21% объявлений о продаже связана с гостиничным бизнесом (в сравнении с весной — +63%). Доля магазинов — 14% (+28%), кафе и рестораны занимают 13% от всего объема предложения (+15%).
В текущих реалиях спрос обеспечен преимущественно стремлением переложить средства в более надежный актив. В перспективе стоит рассчитывать на рост спроса на помещения свободного назначения — это самый гибкий формат, а именно способность к «трансформации» позволяет пережить турбулентность на рынке. Сложнее всего вернуть позиции — офисам, которые вряд ли будут столь же востребованы, как раньше, даже после пандемии. Многие компании уже оптимизировали занимаемые площади или частично переехали в коворкинги, — рассказал директор по аналитике Циан.Коммерческая Александр Павленко.
Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.