«Несмотря на меры поддержки, собственники по-прежнему выставляют на продажу свой бизнес»
Аналитики выяснили, как стратегия отказа от полных ограничений позволила сохранить активность на рынке коммерческой недвижимости в крупнейших городах РФ, и насколько текущий спрос выше весеннего.
Как утверждают аналитики ЦИАН, отсутствие локдауна позволило поддержать спрос на рынке аренды офисной недвижимости. Текущая активность в крупнейших городах (от 1 млн чел.) оказалась на 68% выше, чем в весенний локдаун. Но если сравнивать с докризисным началом года, то текущая активность ниже на 26%.
Согласно данным исследования, более устойчивыми в пандемию оказались офисные площади классов А/B, которые выросли по спросу относительно весенних ограничений на 70%. В сравнении с началом года текущая активность ниже на 24%. Новосибирск показал рост в 228% (максимально по РФ) по сравнению с весной, а в сопоставлении с докризисным периодом — +34%.
Высокая активность на рынке во многом связана с изменением стратегий компаний: после полугода «удаленки» многие задумались о пересмотре занимаемой офисной площади, рассматривая альтернативные варианты. Именно поиск новых форматов (в том числе «гибких» офисов) обеспечивает спрос на рынке. Оптимизация — главная причина поиска подходящего объекта. Но компании не готовы понижать класс (а вместе с тем — престижность) офиса, — комментируют эксперты.
Самым устойчивым на рынке коммерческой недвижимости оказался складской сегмент. Интерес к аренде и покупке складов даже нарастил спрос в сравнении с докризисным периодом. Причем в крупнейших городах бизнес стал чаще интересоваться покупкой (+15%), чем арендой (+7%). Пандемия ускорила темпы роста дистанционных продаж — предприятия увеличивают именно складские мощности для онлайн-продаж, а не расширяют торговые точки.
В сравнении с периодом локдауна активность потенциальных арендаторов складов выше на 57%, потенциальных покупателей — на 31%. Чаще других арендой складов стали интересоваться в Казани (+122% в сравнении с началом года), Новосибирске (+67%), Уфе (+63%), Перми и Нижнем Новгороде (+62%), — говорится в исследовании.
Торговые центры сегодня открыты для посещения, и любой желающий может устроить шопинг. Но даже при таких условиях потенциальные арендаторы не торопятся возвращаться в торговые центры, уверены в ЦИАН.
Число просмотров объявлений аренды помещений в торговых центрах на 40% ниже, чем в начале года. А вот относительно периода самоизоляции, текущие показатели выше на 130%, но даже это не помогло полностью компенсировать массовый отток спроса. Сложнее всего обстановка в Красноярске, Москве и Уфе (спрос меньше в 1,5 раза). Самая позитивная ситуация — в Казани, Новосибирске, Перми и Челябинске: только здесь потенциальные арендаторы рассматривают помещения ТЦ для аренды чаще, чем в феврале.
Чуть активнее восстанавливается спрос на небольшие магазины и помещения на первых этажах зданий. Текущий спрос выше докризисного в большинстве крупнейших городов, в среднем же по всем городам-миллионникам интерес к площадям стрит-ритейла в аренду ниже докризисного на 31%. В сравнении с весной активность потенциальных арендаторов выше на 120%.
Восстановливается и спрос на покупку помещений с действующим бизнесом: в сравнении с допандемийным периодом он в среднем ниже лишь на 2%, а относительно весеннего локдауна готовность приобрести бизнес выше на 61%. В Новосибирске интерес к покупке готового бизнеса относительно весны вырос на 98%, относительно докризисного периода — на 13%.
В городах-миллионниках (кроме Петербургской агломерации) в сравнении с весенними значениями число объявлений о продаже готового бизнеса выше на 5%. В городах с численностью до миллиона — рост на 6%. Вывод: несмотря на все меры поддержки бизнеса, собственники по-прежнему отказываются от своих предприятий, выставляя их на продажу. В целом по РФ количество желающих продать свой бизнес на 26% выше, чем весной (в Новосибирске — +41%). Причем чаще всего речь идет о «непереживших» локдаун.
21% объявлений о продаже связана с гостиничным бизнесом (в сравнении с весной — +63%). Доля магазинов — 14% (+28%), кафе и рестораны занимают 13% от всего объема предложения (+15%).
В текущих реалиях спрос обеспечен преимущественно стремлением переложить средства в более надежный актив. В перспективе стоит рассчитывать на рост спроса на помещения свободного назначения — это самый гибкий формат, а именно способность к «трансформации» позволяет пережить турбулентность на рынке. Сложнее всего вернуть позиции — офисам, которые вряд ли будут столь же востребованы, как раньше, даже после пандемии. Многие компании уже оптимизировали занимаемые площади или частично переехали в коворкинги, — рассказал директор по аналитике Циан.Коммерческая Александр Павленко.