Светлана Копцева: «У меня гигантомания — люблю все большое!»
«Когда тебе нравится твое дело, то все трудности преодолимы, как бы ни было тяжело. А когда женщина чего-то хочет, даже если она не склонна к бизнесу, но есть необходимость, она добьется всего».
Женщины могут быть разными — женственными или с мужским характером. Но я знаю одно: когда женщина чего-то хочет, даже если она не склонна к бизнесу, но у нее есть необходимость, она добьется всего. Жизнь порой просто заставляет идти в этом направлении и получать результаты.
(Светлана Копцева,
«Студия декора Светланы Копцевой»).
С чего все началось...
— Семь лет назад, когда я только родила второго ребенка, в интернете нашла уроки, где показывали, как делать большие цветы. Мне как человеку с художественным образованием эта тема оказалась близка, я начала тренироваться делать и выкладывать свои поделки в Instagram. Довольно быстро ко мне пришел первый клиент. Потом появился заказ на свадьбу — для большой фотозоны. После я попала в свадебный сезон, и дальше информация обо мне начала распространяться по сарафанному радио. Через полгода уже были первые заказы из США.
В то время это было довольно новое явление — большие цветы. Я начала изучать нишу, и оказалось, что она максимально свободна. Буквально единицы людей занимались подобным — в США, Европе, Москве, Корее. Я смотрела, какие варианты цветов они делают, и пробовала реализовывать свои.
В каких странах у вас есть заказчики?
— Да почти во всех. Только сегодня отправили груз в Саудовскую Аравию, на прошлой неделе — в Калифорнию. Очень много заказов из США, Канады, Австралии, Европы. Из Москвы есть заказы. Вот почему аж из США у нас заказывают? В Америке такого нет вообще. Даже если кто-то начинает что-то подобное производить, то это стоит баснословных денег. У них ручной труд оценивается намного больше, чем в России, и транспортные расходы высоки — доставка груза между штатами будет дороже, чем отправить его туда из России.
Это же колоссальный объем работы! Графики составляете, напоминалки себе пишете?
— Первые три года графиков не было, все строилось как-то само собой. Потом я поняла, что так больше невозможно — потому что хаос. С тех пор у нас все по графику: есть выходные, есть рабочие часы. Вечером, как нормальные люди, уходим домой, а дома — снова работаем (смеется).
Что на старте бизнеса было для вас было самое трудное?
— Да все всегда трудное в начале пути! Но когда тебе нравится то, чем ты занимаешься, все трудности преодолимы, как бы ни было тяжело. У меня тогда были маленькие дети. Но теперь я понимаю, что и с малышами на руках возможно построить бизнес. Первые 1,5 года я все изделия мастерила дома, но в какой-то момент стало тесно, потому что цветы действительно очень большие. Везде коробки, какие-то работы постоянно в процессе. Появилась мастерская, сотрудники.
Как в жизни вашей компании появилась школа?
— Люди начали спрашивать, как все это делается (цветы — прим. ДК). Я начала снимать для них мастер-классы. Выяснилось, что это интересно всем. В итоге сейчас есть мои уроки, переведенные на английский язык. Мы есть в соцсетях — Facebook, Instagram, ВКонтакте, Тик-Ток, Дзен. Ко мне обращаются из Португалии, Японии, Америки и др.
На каком языке общаетесь со своими учениками? Нет языкового барьера?
— Есть уроки на английском. Но, как я поняла, даже на русском им все равно понятно, потому что я больше руками показываю, чем говорю. Но если что, всегда есть гугл-переводчик. А они сами у себя включают на видео бегущую строчку с переводом. У нас всегда есть обратная связь: если возникают какие-то сложности (например, кто-то не понял, что я сказала), ученик просто присылает мне фото или видео своей работы, и я помогаю, поправляю.
Иностранные ученики абсолютно нормально относятся к людям, которые говорят на других языках. У них в одном районе могут жить люди самых разных национальностей, это для нас такое в диковинку. Даже если я буду говорить на английском с сильным акцентом, то они абсолютно спокойно это воспримут.
А оффлайн занятия предполагаются?
— До пандемии я проводила четыре раза в год «живые» мастер-классы в Москве. Участницы приезжали даже из-за границы. Были мастер-классы и в европейских городах. Но в прошлом году из-за ограничений у нас был только онлайн, а в этом — из «живого» только индивидуальные занятия в мастерской. Пока не хочу делать оффлайновые занятия, потому что люди еще немножко побаиваются ковида.
На вашу компанию пандемия как-то повлияла?
— Нам пришлось сильно ужаться в плане коллектива: например, до пандемии было около 40 менеджеров в школе, а сейчас в компании семь человек и еще 10 — приходящих. С мая по июль совсем не было заказов, но мы все равно выходили на работу — готовили изделия для будущих клиентов. В конце июля первый заказ уехал в Калифорнию. Он ехал дольше из-за ограничений, но клиенты все понимали и были готовы подождать. Но зато онлайн школа за прошлый год, наоборот, выросла по численности и стала более популярной. Все сидели дома и, чтобы не впасть в депрессию, пытались чем-то заниматься.
До прошлого года у нас основной ассортимент состоял из цветов. В 2020-м наша ниша закрылась из-за запрета массовых мероприятий, поэтому пришлось придумывать альтернативу. Мы ввели много интерьерного декора и подарочного оформления. Разные панно с фактурами — птицами, рыбами в сочетании с цветами. А так как все поехали на дачу и в загородные дома, мы начали делать фигуры для ландшафтного дизайна.
Конкуренция есть в вашей сфере?
— В моей школе обучилось уже более 20 тысяч человек. Могу ли я назвать их конкурентами? Я с ними сотрудничаю: если у меня появляется заказ в другом городе или стране, а я не могу, например, вовремя отправить груз, мои ученики всегда помогут — доставят, смонтируют, выставят. Мы просто вместе заработаем.
Что есть у вас, чего нет у других?
— Если говорить о школе, то у меня есть преимущество в виде двух высших образований — художественного и педагогического. Соответственно, я преподаю в этой нише как профессионал. Те ребята, которые на рынке пытаются идти на моем уровне, не имеют нужного образования.
Кроме того, каждое создаваемое у нас изделие — авторская разработка. Таких нигде в мире нет, потому что мы каждое изделие делаем индивидуально под клиента. Многие мастера, которые сейчас преподают, перекупают у кого-то видеоуроки или берут чьи-то идеи. Те, кто у нас обучился, видят это и понимают нашу уникальность.
Наша личная разработка — все фигуры мы делаем из фоамирана (мы заменили им бумагу). Материал при термообработке формируется вручную, а при остывании сохраняет форму. Его легко красить, он не выгорает и не раскисает от влаги. Изделия в итоге не мнутся, так что мы их спокойно отправляем в любую точку мира. Оказалось, что такого нет ни у кого.
Самый необычный ваш заказ?
— У меня гигантомания — люблю все большое! (смеется) Я поняла, что на большие цветы у людей более эмоциональная реакция, соответственно, за эмоции люди платят. Тогда в Москве начали делать полигональные фигуры — около 50 см высотой. Я тоже захотела такое, но только большое, чтобы не как у всех. Мы сделали двухметровую лошадь — в натуральную величину. Какое-то время она жила в нашем маленьком офисе. Через некоторое время у меня появился заказ — оформить витрину в магазине. И я решила: сейчас я продам им эту лошадь! Нарисовала красивый эскиз и добавила ее туда. Заказчикам понравилось, но они были удивлены — почему лошадь? Тогда я предложила оленя: переделала лошади мордочку, приделала рога. Оформленная витрина стояла три месяца. Потом ее разобрали, и когда кто-то из моих ребят пошел в гости, то внезапно увидел, что наш олень стоит в подъезде. Видимо владельцам жалко стало выбрасывать фигуру. В мае владельцы магазина перекрасили фигуру в желтый цвет, оторвали ей эти рога и приклеили другие — олень стал единорогом.
Есть грандиозные планы на будущее?
— У нас вышел недавно электронный журнал — хочу его развивать. Это очень интересное направление.
Во-вторых, я очень хочу открыть студию в Америке и сейчас активно двигаюсь в эту сторону. Там моя ниша достаточно свободна. Но для начала нужно самой съездить, чтобы провести мастер-класс и посмотреть на ситуацию изнутри. Менталитет в странах разный, и даже в России по городам мои ученики отличаются друг от друга. Например, в Санкт-Петербурге у меня обычно самые интеллигентные группы на мастре-классах, а в Москве — люди более требовательные к преподавателю. В Новосибирске менталитет очень похож на питерский. И если по Европе у меня получилось поездить, то в Америке пока активно ведем только онлайн. Но, надеюсь, в следующем году уже поедем туда сами.
Читайте также: Анна Поперечняк: «Наш конкурент — не другие соляные пещеры, а “Арбидол”»