Александр Ястребов: «В работу таможенных органов внедряются принципы клиентоцентричности»
«Деловой квартал» поговорил с начальником Сибирского таможенного управления об изменениях в сфере внешнеэкономической деятельности и взаимодействии таможен с региональными предпринимателями.
Мы с вами общались в конце тяжелого 2022 года. Но у кризиса наверняка были и отложенные последствия, проявившиеся в течение 2023-го. Какие изменения вы заметили в трендах внешнеэкономической деятельности, в поведении бизнеса? Как изменилась работа Сибирской таможни в новых внешнеэкономических условиях? Особенно с учетом налаживания коридоров с Азией, ведь Новосибирск – большой хаб между Европейской частью России и Азией.
— Если говорить о внешней торговле, то она по-прежнему характеризуется экспортной направленностью. В 2023 г. экспорт в регионе деятельности Сибирского таможенного управления составил большую часть внешнеторгового оборота — 85%. Здесь особых изменений нет. Общероссийский тренд, характерный и для Сибири — разворот торговли с Запада на Восток и Юг.
Основным экспортером и импортером для Сибирского региона остается Китай. Причем растет как импорт из этой страны, так и поставки сибирских товаров в Китай. Отмечается рост внешней торговли с Индией, странами Юго-Восточной Азии. В целом экспортные операции осуществлены в 114 стран дальнего и ближнего зарубежья.
Растет как экспорт, так и импорт продовольственной продукции. Увеличиваются поставки наших традиционных агрокультур – семян рапса, злаков, — импортируются заграничные фрукты и овощи. Наблюдается рост стоимостного объема экспорта машиностроительной продукции. В импорте выросли объемы ввозимых грузовых и легковых машин, оборудования и техники из Китая. Если говорить о лесной отрасли, в структуре вывозимых лесоматериалов в 2023 г. до 95% возросла доля экспорта обработанной древесины.
Не на полную мощность, но довольно активно заработали новые транспортные коридоры, соединяющие Сибирь с азиатским рынком, в том числе через Тыву и Алтай. Автомобильным транспортом перевозится широкая номенклатура товаров — плодоовощная продукция, текстиль, оборудование, машины. Конечно, мы ждем окончания реконструкции пунктов пропуска, запуска современной и удобной для перевозчиков инфраструктуры, от которой в том числе зависит рост пропускной способности и объемов трансграничной торговли.
Еще из положительных тенденций прошлого года могу назвать развитие околотаможенной, складской инфраструктуры. Только в Новосибирской области запущен крупный контейнерный терминал ТЛЦ Сибирский, загружается крупный продовольственный терминал РусАгроМаркет, расширяются площади складов временного хранения — как в Новосибирске, так и в других сибирских городах.
Таможенные органы к росту товаропотоков готовы. Приоритетом прошлого года был первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении товаров социальной значимости, продовольствия. При этом срок выпуска не только этих, но и всех товарных партий, серьезно сократился — примерно на час по сравнению с 2022 г.
Наверняка в ожидании усиления контрабанды таможня предпринимала какие-то новые действия по регулированию этого процесса? Как изменились меры противодействия контрабанде, наказания для нарушителей?
— Особого наплыва контрабандных товаров или контрафакта отметить не могу, цифры остались примерно на уровне предыдущих лет.
В целом таможенными органами региона в 2023 г. возбуждено 126 уголовных дел по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов. Большая часть из них относится к контрабанде лесоматериалов — 122 дела. Сибирская оперативная таможня и таможни фактического контроля наработали большой опыт в борьбе с такими преступлениями. Высокая квалификация оперативников, умение работать с документацией, взаимодействие с другими правоохранительными ведомствами, Рослесхозом, остаются главными составляющими факторами хороших результатов. Фокус внимания наших правоохранительных подразделений был на борьбе с организованными преступными группами, действующими в сфере лесоэкспорта. В отношении них возбуждено 15 уголовных дел.
Важная работа была проведена в прошлом году по предотвращению сомнительных валютных и внешнеторговых операций. Количество выявленных нарушений по направлению валютного контроля увеличилось на 42%. Число дел об административных правонарушениях по таким составам выросло почти на 50%, количество уголовных дел возросло почти в два раза.
Какие вы заметили тенденции в поведении бизнеса? В конце 2022-го вы говорили о том, что таможня перешла в режим прямой связи с бизнесом. Как изменилось ваше с ним взаимодействие?
— Режим прямой связи остался, для нас действительно это не просто красивые слова. Горячая линия СТУ и таможен работает ежедневно и круглосуточно. Даже на новогодних праздниках мы продолжали обеспечивать информационную поддержку звонившим.
В прошлом году, конечно, большое количество вопросов касалось утилизационного сбора, льгот для бизнеса, запретов и ограничений по ввозу и вывозу товаров. Должностные лица таможенных органов участвовали в мероприятиях совместно с торгово-промышленными палатами, региональными центрами поддержки экспорта, общественными организациями: СТЭЛС, АСМАП, «Деловой Россией» и другими. Мы проводили вебинары и круглые столы. И у бизнеса такие форматы находят хороший отклик, об этом говорит количество и просмотров, и участников наших мероприятий.
Уровень доверия к нашим решениям растет — по итогам года количество судебных дел с таможенными органами сократилось более чем на четверть, конфликтный потенциал снижается, это то, чего мы добиваемся.
Сегодня в работу таможенных органов активно внедряются принципы клиентоцентричности, мы серьезно заинтересованы в получении обратной связи от деловых кругов и действительно максимум усилий направляем на упрощение наших сервисов, рост качества нашей работы и услуг. Это направление, безусловно, останется приоритетным и в 2024 г.