Новосибирский автомобильный завод — очередное воскрешение. Часть первая. Попытка № 6
Новый очерк из цикла «Место с историей» посвящен длинному жизненному циклу идеи создания в Новосибирске автомобильного завода. Все началось еще 90 лет назад. И вот подписано очередное соглашение.
Ну, вот безудержно тянет нас стать центром отечественного автопрома. Ровно 90 лет назад новосибирцы узнали о планах выпуска в городе 100 тыс. трехтонных автомашин в год. А на прошедшей неделе в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании в Новосибирске очередного автозавода. Согласно предлагаемому проекту, «выпуск первого пятитонного грузового автомобиля запланирован на 2027 г., а к 2033 г. объект должен выйти на проектную мощность, которая составит 14 тыс. автомобилей в год».
Новый автомобильный завод планируется разместить на территории Станционного сельсовета Новосибирского района. Совсем недалеко от своего исторического предшественника. Но сначала немного истории вопроса начала XXI века.
В 2003 г. наш завод им. Коминтерна подписал с Минском протокол об организации в Новосибирске сборочного производства автобусов «МАЗ» (уже отсылка). Следом, в 2005-м, корпорация «Трансервис» (группа компаний новосибирского предпринимателя Александра Бойко – прим. ред.) и китайская Chery Automobile Co., Ltd подписали соглашение о строительстве автомобильного завода «Chery Automobile — Новосибирск». К началу 2007 г. планировалось построить линию по финишной сборке китайских автомобилей мощностью 10 тыс. в год, с развитием ее до 25-30 тыс. в год. Тем временем ООО «Новосибирский автомобильный завод», открытый несколькими месяцами ранее и также принадлежащий Александру Бойко, сумел собрать четыре внедорожника Chery Т11 (Tiggo), и уже в марте 2006 г. первые Chery с надписью «Сделано в Сибири» появились на улицах Новосибирска. По данным компании, в 2005-2006 г. Новосибирский автозавод выпустил 378 автомобилей: 300 Chery Tiggo и 78 Chery Amulet.
Первый автомобиль Новосибирского автозавода «Chery Tiggo» и (слева направо) основатель завода Александр Бойко, начальник отдела сертификационного центра Александр Земнухов, топ-менеджер завода Геннадий Сиднивец. Фото: «Автосоюз»
Правда, по итогу сборка «китайцев» ушла на Кавказ, в Черкесск, в компанию «Дервейс», но тоже ненадолго. А если углубиться в историю, то нужно отметить, что это была уже пятая попытка строительства автомобильного завода в Новосибирске, и сам вопрос имеет куда более длинные корни.
Впервые о Новосибирском автозаводе заговорили еще 90 лет назад, в 1934 г. Газета «Советская Сибирь» от 9 июня 1934 г. поместила заметку: «Крайплан получил сообщение, что из Москвы в Новосибирск выехала специальная комиссия для определения места строительства крупного автомобильного завода в Западной Сибири. Завод рассчитан на 100 тыс. трехтонных грузовых машин. Это будет гигантский завод, стоимость которого предварительно определяется в 500 млн руб. Действующий автозавод потребует ежегодно более 400 тыс. тонн металла. На заводе будет занято до 28 тыс. рабочих. В этом году должна быть проделана вся подготовительная работа к началу строительства автозавода».
Сообщение о планах строительства автозавода в Новосибирске. Газета «Советская Сибирь» от 9 июня 1934 г.
Далее, в марте 1939-го, на XVIII съезде ВКП(б) принимается III Пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в котором было заложено решение о строительстве в Омске шинного завода, а в Новосибирске — Сибирского автомобилестроительного предприятия мощностью до 100 тыс. машин в год. Построить его предполагалось на левом берегу Оби, рядом с железнодорожной станцией Чемская (сейчас там раскинулся Северо-Чемской жилмассив). Завод должен был выпускать газогенераторные грузовые автомобили, т. е. работающие на дровах.
Газогенераторный автомобиль «ГАЗ» с печью. 1930-е. Источник фото: polymerh.ru
Бензин был нужен для авиации, а в Сибири тайги много — водитель по пути дровишек подрубит, в печку автомобиля покидает — и снова в путь, на несколько километров хватит. У нас в городе до этого уже был успешный опыт строительства газогенераторных речных катеров — на судоремонтном заводе в Затоне.
Сроком запуска предприятия был определен 1942 г. Ближайшие планы строительства в городе автомобильного завода отмечал в письме И.В. Сталину от 21 сентября 1940 г. и секретарь Новосибирского Обкома ВКП(б) Г.Н. Пуговкин. Но — война, стало не до этого.
Уже после 26 августа 1945 г. выходит Постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому, помимо реконструкции действующих автопроизводств, предписано строительство новых — в Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове и Новосибирске с выходом с 1950 г. на уровень производства полумиллиона машин в год.
Мы уже вкратце описывали, как в 1930-1940 гг. на северной окраине Новосибирска пытались строиться моторостроительный завод наркомата авиапромышленности, завод танковых дизелей наркомата тракторной промышленности, прядильно-ткацкий комбинат, но в результате после войны строительную площадку отдали под автомобильный завод. 8 сентября принимается совместный приказ наркоматов авиапромышленности и среднего машиностроения СССР № 368 с/350 о передаче площадки завода №335 НКАП автостроителям для начала срочного (в три года) строительства Новосибирского автозавода. В тот же день этот приказ подписал И.В. Сталин.
А 3 октября 1945 г. выходит постановление СНК СССР о начале строительства Новосибирского автозавода — «НАЗ» (п/я 106). Этот день считается датой рождения нового завода. К выпуску в Новосибирске был предложен грузовик нового поколения, созданный в 1943-1944 гг. на заводе опытных конструкций научного автотракторного института (ныне НАМИ).
Чертеж основной модели грузовика УЗИС-НАТИ. 1943 г. Источник фото: drive2.ru
Руководили проектом главные конструкторы Александр Душкевич из НАТИ и Борис Шапошник с Ульяновского автозавода, где первоначально и предполагалась к выпуску новая машина — двухосный «УльЗИС-253» грузоподъемностью в 3,5 тонны, оснащенный двухтактным трехцилиндровым 83-сильным дизелем рабочим объемом 3490 см3 и степенью сжатия — 16. Двигатель представлял собой урезанный вариант четырехцилиндрового американского двигателя GMC-4-71 и создавался согласно еще довоенному соглашению Советского Союза с фирмой General Motors.
Рисунок оформления УльЗИС-НАТИ (конструктор Ю. А. Долматовский). 1 серия, декабрь 1943 г. Источник фото: drive2.ru
Первоначальная мощность завода — 30 тыс. приспособленных для условий Сибири грузовых автомобилей и 7,5 тыс. отдельных дизельмоторов. 6 ноября 1945 г. на торжественном заседании в Новосибирском театре оперы и балета, посвященном 27-й годовщине Октябрьской революции, было объявлено, что в городе намечается строительство крупнейшего автозавода, гидростанции, моста через Обь и т.д.
Уже 17 февраля 1946 г. Постановлением СНК СССР №393 и приказом Наркомата автомобильной промышленности № 1 от 21 февраля 1946 г. Новосибирский государственный автомобильный завод был объявлен действующим. На месте мастерских авиазавода, представлявших три недостроенных производственных корпуса с готовностью 45-80% и два корпуса, у которых были выведены только стены, было начато оборудование первых пяти цехов.
Литейный цех, строящийся для завода № 335. 1943 г. Источник: Государственный архив Новосибирской области
В марте 1946 г. в главной газете страны «Правда» появилась беседа с Петром Шварцбургом, где он рассказывал о масштабах новой стройки. Вся страна узнала, что в Новосибирске приступили к строительству автомобильного завода, который «будет не только крупнейшим машиностроительным предприятием Сибири, но и одним из самых крупных автомобильных заводов Советского Союза». Он раскинется на площади в 250 га, где только основные цеха займут порядка 300 тыс. кв. м. Этот завод будет существенно отличаться от других автозаводов страны — он запроектирован на комплексный выпуск машин по современным технологиям. Про машину, которую собирались выпускать, Шварцбург сказал, что ее конструкция «стоит на уровне лучших моделей современных грузовых автомобилей». Это будет машина с дизель-мотором марки «ЗИС-253», максимальной скоростью 65 км/час, расходом топлива 25 кг на 100 км.
Беседа с директором Новосибирского автозавода в газете «Правда» от 10 марта 1946 г.
В строительство было намечено вложить около 250 млн руб. Пуск завода предполагался в конце 1948 г., с дальнейшим выходом на производительность в 100 автомашин в день.
Продолжение следует…
Научный сотрудник Музея Новосибирска
Константин Голодяев