«Точкой отсчета этого района стоит считать июль 1931-го». Как строился Проспект Авиаторов
«Наш город богат архитектурными ансамблями советского монументального классицизма и здесь как раз их сосредоточие».
Продолжаем прогулки по Новосибирску с нашим «дедом Голодяем». В прошлом месяце мы прошли по улице 1905 года (бывшей Переселенческой). Сегодня впереди — Авиастроителей (бывшая Жданова).
В конце XIX века, во время строительства Транссибирской магистрали, около начала большого оврага, в сторону речки Ельцовки, была построена маленькая железнодорожная станция с таким же названием «Ельцовка». Овраг давно засыпан и застроен, а станция работает по сей день. В 1960-м сменилось ее название, теперь это «Новосибирск-Восточный».
И все-таки полноценной точкой отсчета этого района стоит считать июль 1931 г. Именно тогда было положено начало строительству основополагающего предприятия будущего Дзержинского района — завода горного оборудования «Сибмашстрой». Свой авиационный профиль предприятие получит уже в 1936 г., а знакомое нам имя — Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова — в 1939-м.
Фрагмент плана г. Новосибирска 1932 г. Новосибирский краеведческий музей
Одновременно со строительством завода возводились и кварталы соцгорода. Первые кирпичные жилые дома появились в 1932-м в начале Республиканской, потом стала прокладываться улица Центральная. Район был отрезан железной дорогой и строился как маленький город внутри города, обеспеченный всей необходимой социальной инфраструктурой с яслями, школами, больницей и баней. Через пути был проложен переходной мост до второй проходной завода.
В 1957-м по Жданова запустили и трамвай. Его подвели к соцгородку еще в конце 1930-х, но маршрут №5, идя по Трикотажной, упирался в рельсы Транссиба. Наконец-то через железную дорогу построили и автомобильный мост. Но забраться трамваям на «горбатый мост» зимой было непросто, они отчаянно буксовали.
Горбатый мост, 1960-е. Фото из архива В. Константинова
Адреса поначалу обозначались номерами кварталов и корпусов. Кварталы вокруг 1-й Ельцовки назывались объектами: 6-й, 7, 8, 9. Они были застроены длинными бараками — засыпными, брусчатыми, каркасными — и были средоточием городского криминала. Лишь после войны центральная улица соцгородка получит имя партийного руководителя А. А. Жданова, а в 1989-м, по обращению конференции трудового коллектива завода Чкалова («Не хотим называть ее именем душителя культуры!»), будет переименована в Авиастроителей. Но по старой памяти жители называют свой район Ждановкой.
Здесь всегда было много детских учреждений. В 1935 г. построен и открыт «чудесный дворец для грудняшек, ползунков и других» — красивые детские ясли на 100 детей. В 2000-х здание было снесено, а с 2014-го на месте первого заводского, но уже в современном здании, работает детский сад №262.
Детясли «Сибмашстроя», 1930-е. Авиастроителей, 4а. Фото И. Моторина
В 1930-х начала работу восьмилетняя школа №80. После ее расформирования в здании работал межшкольный учебно-производственный комбинат. Сейчас на его месте высотка. Несколько лет назад рядом был обновлен сквер, где установили полноразмерный памятник знаменитому детищу О.К. Антонова — самолету Ан-2, чья конструкторская документация была разработана в нашем СибНИА, а первая машина выпущена и успешно испытана на заводе им. Чкалова.
Другая школа — №36, имени ХХ-летия Октября, была сдана в 1937-м. Многие школьные здания той поры строились с расчетом под оперативное размещение госпиталей с просторными помещениями, широкими коридорами и дверьми. И в сентябре 1941-го это отдали под эвакогоспиталь из Харькова. Под него передали также и соседнюю школу № 57, 1939 года постройки. Весной 1943-го школы вернулись в свои стены, 36-я стала женской, а 57-я — мужской (в 1943-1954 гг. обучение в СССР было гендерно раздельным). С 1942 по 1958 г. 36-я носила имя основоположника современной аэромеханики и аэродинамики С. А. Чаплыгина, работавшего и умершего в Новосибирске.
Школа № 36. 1980-е г. (nsk-kraeved.ru)
Наш город богат архитектурными ансамблями советского монументального классицизма и здесь как раз их сосредоточие. Комплексная застройка, широкие улицы, нестандартные архитектурные решения и замысловатые композиции фасадов — все это присуще домам, построенным параллельно с заводскими цехами.
Перекресток ул. Жданова и 25 лет Октября. 1960 г. (nsk-kraeved.ru)
У многих домов здесь своя маленькая история. Авиастроителей, 2 — магазин «девятка», называемый так по старому номеру этого дома. В третьем подъезде есть загадочные квартиры без номеров, а также квартиры с выходами на два подъезда. Очень удобно.
А вот дом по Авиастроителей, 5 и 7 из-за магазина-вставки на первом этаже имел народное название «Рыба-Рыба». А когда в доме появился и магазин «Мясо», то его стали звать «Рыба-Мясо». На втором и третьем этаже этой вставки работал экспериментальный цех Новосибирского Дома моделей. Кстати, долгие годы притягательным маяком микрорайона был и Дом одежды по Трикотажной, 55, открытый в 1964 г. и популярный во всем городе. Сегодня там торговый центр.
Далее на углу дома №11 с 1959-го находился ресторан «Обь» — популярное место. После в том же помещении расположилось кафе с названием «Сосна», которое жители упрямо называли «Дровами». Памятен старожилам и соседний дом №13. Здесь в магазине стояли автоматы по продаже пива. 20 копеек и пол-литра «охлажденного счастья» в руках. Теперь там аптека. Логично. Впрочем, дам слово прессе.
Ресторан «Обь». 1959 г. Газета «Вечерний Новосибирск»
В 1971 г. вечерняя газета опубликовала заметку «Похмелье в кредит»: «симпатичная улица Жданова. <…> на отрезке этой улицы длиною в триста метров открыли шесть (!!) пунктов продажи спиртного. Со всех концов повалили сюда энтузиасты зеленого змия, восхищенные невиданным сервисом. Маршрут был продуман в тонкостях. Буфет столовой № 17 (пиво и вино), легкая прогулка (50 метров), «Гастроном» № 12 (портвейн на розлив), легкая прогулка (50 метров), рыбный магазин № 18 (вино ашхабадское на розлив), легкая прогулка (50 метров), «Гастроном» № 6 (водка), легкая прогулка и магазин-автомат (пиво). Ну, а если вы устали, вас ждет ресторан «Обь». Тут же на улице веселые парни предлагают аппетитные шашлыки».
Дом №14 по Авиастроителей назывался «директорским». В нем есть большие квартиры — по 90 и 112 кв. м. Здесь жили руководители завода им. Чкалова, летчики-испытатели. Внизу размещалась богатая заводская библиотека. Также дом опутан легендами-пугалками о «черной крыше», убивающей людей.
Авиастроителей, 14. 2010-е г. (dzen.ru)
Далее, за улицей Новая Заря, в 1930-х годах расстилались поля совхоза ЗРК, находился экскаваторно-ремонтный, потом асфальтовый заводы. Мы рассказывали о них ранее.
Благоприятному климату микрорайона отлично способствует большое количество «зеленых зон», в Ждановке под десяток разных скверов. Самый известный — сквер Калинина, чистый и ухоженный, в нем найдут чем заняться как любители почитать в тени деревьев, так и владельцы собак.
Рядом с ним находится еще один яркий пример советского классицизма — ДК им. Калинина. Строительство его шло во время войны. Изначально его построили как театральное здание, но назвали клубом имени Чкалова. Даже улицу Болотную переименовали в Театральную. Позднее чкаловцы переехали в новый Дворец, а ДК получил современное название, в честь народного старосты. В 1990-х в нем откроется один из первых в городе стереоскопических кинотеатров.
ДК им. Чкалова. 1945 г. (archportal.nso.ru)
Между прочим, Ждановка — это и колыбель новосибирского футбола. Именно здесь, при заводе им. Чкалова, в 1936 г. был основан футбольный клуб «Крылья Советов», позднее получивший более подходящее и по-настоящему народное имя — «Чкаловец». Здесь же, по Республиканской, был построен стадион «Дзержинец», на котором команда играла до 1973 г., после переехав на «Спартак». Там продолжилась футбольная жизнь нашего клуба, в 2006 г. он был переименован в «Сибирь», потом поменял было название, но опомнился. Хотя до сих пор во время игр на трибуне можно услышать старое доброе «Чекалда — чемпион!».
2009 г. стал для клуба ключевым, в тот год «Сибирь» оформила повышение в Премьер-Лигу и дошла до финала Кубка России. В 2010 г. случилась памятная многим домашняя победа 1-0 над голландским клубом «ПСВ». Теперь в городе другая команда.
Моменты игры ФК «Сибирь» и «ПСВ» (Голландия), 2010 г. (sports.ru)
В 1950-м на заводе создали и хоккейную команду, тоже «Крылья Советов». В заводской команде играли известные спортсмены Александр Ларионов, Юрий Кучин и др. В 1955 г. «Крылья Советов» стали «Дзержинцем», но в 2011-2012 г. возвращались в чемпионат под прежним именем.
И, наверное, где-то там внутри «Ждановка» — это живая ностальгия, машина времени, уносящая в 50-е годы XX века, с помпезной архитектурой, широкими улицами, скверами и собственной атмосферой.
Научный сотрудник Музея Новосибирска
Константин Голодяев