«В Новосибирске авангарда больше, чем во всех соседних городах вместе взятых»

«В Новосибирске авангарда больше, чем во всех соседних городах вместе взятых»
Автор фото: Елизавета Михайлова. Иллюстрация: nsk.dk.ru

«Идентичность — не музейная витрина, а живой процесс», — отметили эксперты в ходе дискуссии о том, как заставить историю работать на современный город. Примеры уже есть, но станет ли их больше?

В рамках Дней архитектуры, посвященных 100-летию статуса Новосибирска как столичного центра Сибири, одной из ключевых стала встреча «Локальные культурные коды городов Сибири», где архитекторы, девелоперы и производители говорили о том, как считывать идентичность мест и трансформировать ее в понятные городские решения. «Деловой квартал» побывал на дискуссии и узнал, как сибирские города превращают свою историю и материальную среду в современный городской язык.

В обсуждении приняли участие вице-президент Союза архитекторов России, академик РААСН, заслуженный архитектор РФ Елена Григорьева, руководитель проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм» Евгений Дубровин, коммерческий директор «Ликолор» Кирилл Сорокин и представитель компании «Брусника» Валерия Топорова.

По словам модератора сессии Елены Григорьевой, показательный пример того, как городская идентичность опирается на устойчивые планировочные и средовые коды, дает Иркутск. Исторический центр там по сей день держится на квартальной структуре XVII века и больших фрагментах деревянной усадебной застройки. Ключевой кейс — регенерация 130-го квартала: проект не только спас уцелевшие дома от сноса, но и встроил их в цепочку общественных пространств от Театральной площади к Ангаре, добавив подземные функции и инфраструктуру обслуживания.

Деревянная историческая застройка Иркутска с уникальной резьбой — основная характеристика идентичности места, — подчеркнула в своем выступлении модератор.

По ее словам, верно организованный поток и логистика дали кварталу экономику: первые объекты окупились за считанные месяцы, а статус культурного кода подтвердили не только реставрации памятников, но и сохранение средовых домов при участии частных инвесторов.

От иркутских «средовых» кодов разговор плавно перешел к инструментам, помогающим девелоперам работать с идентичностью здесь и сейчас. Представитель «Брусники» Валерия Топорова напомнила: идентичность — не музейная витрина, а живой многослойный процесс на стыке истории, культуры и актуальных практик:

Зачастую идентичность воспринимают как статичную вещь, хотя на самом деле это динамичный процесс, формирующийся из исторических факторов, культурного контекста и текущих социальных практик.

В качестве простого и действенного инструмента она назвала «заборы как трансляторы локального текста»: на временных ограждениях «Брусника» размещает визуальные нарративы места — от репродукций Германа Травникова в Кургане до «тюменских ковров» и портретных серий омских художников и музыкантов. Команда вернула в виде аккуратного «новодела» ретровывеску 1960-х годов омскому свадебному салону «Радость» , а в Тюмени создала место памяти Юрия Шатунова под городским мостом: опоры превратились в штыри кассетного плеера, балки — в переключатель, световые бобины зажили ночной жизнью, а пространство стало точкой паломничества фанатов.

Мы намеренно уходили от буквальных образов, но сохранили считываемость кода — так место стало и безопасным, и эмоционально узнаваемым, — пояснила представитель компании «Брусника».

Тему «материального кода» продолжил коммерческий директор «Ликолор» Кирилл Сорокин, который предложил взглянуть на кирпич, как на носитель городской памяти. В его тезисах — чистая прагматика производства и работа с культурной оптикой: химический состав местной глины задает цветовую палитру города, а из нее вырастают и исторические фасады, и современные кварталы. Томск («Сибирские Афины»), пришел к каменному домостроению из дерева, Барнаул и Бийск первыми задали тон промышленному дизайну, Новосибирск сегодня соединяет наследие Андрея Крячкова (русский и советский архитектор, гражданский инженер и преподаватель, считается создателем облика Новосибирска, родоначальником сибирского архитектурного образования — пример. ред.). с новой архитектурой — от ревитализированных фабрик до жилых проектов с 3D-кладкой.

Кирпич — материальное воплощение культурного кода территории. Используя локальные материалы и технологии, мы не просто строим здания — мы сохраняем и развиваем региональную идентичность, — резюмировал эксперт.

По словам спикера, «Ликолор» открыт к экспериментам вместе с архитекторами: от авторских форм и оттенков до коллабораций, которые возвращают городу его собственный цвет — тот самый «госбанковский красный», к которому сегодня тянется новая застройка Новосибирска.

Дальше разговор вышел на уровень городских нарративов, где материал становится лишь одной из букв алфавита, а «язык» диктуется композицией пространства и сценариями использования. Руководитель проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм» Евгений Дубровин напомнил: столичный статус 1925 г. принес в Новосибирск первую волну авангарда — конкурсы, новые типологии и масштаб застройки, а Урало-Кузбасский проект стал второй волной:

В Новосибирске авангарда больше, чем во всех остальных соседних городах вместе взятых — просто его нужно уметь видеть и правильно показывать.

Отсюда — идея «Линии авангарда» как не просто познавательного маршрута, а экономического проекта, который создает трафик вне улицы Ленина, расширяет зону комфортного центра и дает бизнесу новые точки притяжения. По словам спикера, городу нужны не только экскурсии, но и материальные формы памяти — от книг о Театре оперы и балета до бренд-сувениров и «переосмысленных» объектов вроде конструктивистской подстанции на Инских холмах:

Мы предлагаем открытый код столетия столичности — с лицами эпохи, городскими маркерами и своим фирменным цветом. Это не музеефикация, а приглашение работать с наследием в действии.

В сумме эти подходы складываются в понятную стратегию: считывать коды, бережно усиливать их в материале и пространстве, а затем масштабировать через маршруты, продукты и событийность. Иркутские «связки» общественных пространств, тюменские практики «локального текста» и новосибирская линия авангарда показывают, что каждый город становится убедительным, когда говорит собственным голосом — будь то резьба по дереву, фактура кирпича или контуры модернистских фасадов.

Тема неисчерпаема, и мы к ней обязательно вернемся, — подвела итог дискуссии Елена Григорьева.

Мысль о том, что Новосибирск должен учиться говорить собственным голосом, разделяет и креативное сообщество. В недавнем разговоре с «Деловым кварталом» основатель проекта I’m Siberian Владимир Черепанов заметил: «Новосибирск — это город-вокзал. Здесь очень высокая скорость движения людей, событий, идей. Это узловая точка. Город не застыл, он постоянно в транзите».

По словам эксперта, городу пока не хватает объединяющего центра:

У Новосибирска нет внутреннего центра сборки. Здесь много точек силы, но нет единого нарратива, который объяснял бы миру, что такое этот город.

Полное интервью с Владимиром Черепановым читайте на сайте «Делового квартала».

 

Самое читаемое
  • «Залы полные, но рентабельность падает». Как живет ресторанный рынок Екатеринбурга«Залы полные, но рентабельность падает». Как живет ресторанный рынок Екатеринбурга
  • На месте бывшего Bla Bla Bar откроется коворкинг для предпринимателей и фрилансеровНа месте бывшего Bla Bla Bar откроется коворкинг для предпринимателей и фрилансеров
  • Лето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателямЛето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателям
  • «Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге«Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге
  • «В этом порыве сворачиваешь горы». Путь создателя крупнейшего в Европе колеса обозрения«В этом порыве сворачиваешь горы». Путь создателя крупнейшего в Европе колеса обозрения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.