Александр Горнштейн: «Любой сервис для населения начинается с управленческих систем»
За внедрением любых технологий стоит огромная работа по созданию и внедрению новых управленческих решений и бизнес-процессов, считает начальник департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска.
Любой сервис для населения начинается с управленческих систем. Сервис становится сервисом, только если упрощает процесс получения услуги. При переходе в цифровой век законы консервативного управления не работают. Это бизнес, где муниципалитет — производитель, а населения — потребитель. Наш продукт — это услуги, а удовлетворенность населения — это оплата.
Собственно, разработка новых бизнес-процессов и их внедрение является самым трудоемким и тяжелым этапом. Как вы понимаете, муниципальное управление — это процесс, который не может быть остановлен ни на минуту, отсюда и подходы к внедрению технологий, как при работе с ядерными технологиями. Мы должны быть на 100% уверены, что проект взлетит, так как в противном случае можно устроить огромный коллапс.
За последние пять лет в мэрии было внедрено большое количество новых систем. Большая часть из них управленческая, но с частичной публикацией данных для населения. Это еще один принцип — максимально возможная открытость: все, что не затрагивает интересов третьих лиц, должно быть открыто. К таким системам можно отнести схему размещения рекламных конструкций, нестационарные объекты, разрешения на строительство, систему «Ритуал» и другие.
Есть особые направления, очень громоздкие и сложные, но они тоже требуют цифровой актуализации — социальное и транспортное. По обоим этим направлениям ведется очень большая работа. Например, в социальной политике на сегодняшний момент более 500 мер поддержки населения. Разобраться неподготовленному человеку в них очень сложно, поэтому в мэрии сейчас ведутся работы по созданию единого центра, в котором все эти данные, переведенные на человеческий язык, будут представлены жителям, и дальше в несколько кликов (или одним звонком) можно будет выяснить, какие меры поддержки можно получить. На последних этапах внедрения планируется создание системы, которая будет подготавливать необходимый заполненный пакет документов с инструкцией, куда и что нужно подать, чтоб получить требуемую услугу.
Из вполне реальных, но пока не реализованных в полной мере из-за финансовой емкости систем, городу не хватает транспортной системы, систем видеоконтроля, единой платежной системы, единой автоматизированной системы управления дорожным движением, системы проектного управления задачами. Это очень глобальные системы, но работы по ним ведутся.
Самая базовая — это система проектного управления. Хотя сам процесс госуправления на 100% не совместим с проектным управлением, в силу исторических и законодательных причин, но упрощенную модель вполне реально попробовать внедрить.
Простой пример: обнаружена яма на дороге (обратился житель, выявлено контрольной службой), факт обнаружения фиксируется как задача, жителю дается ответ, что в текущем году финансирование не заложено на данную проблему.
Дальше задача ставится в план на период бюджетирования. Таких задач ближе к моменту бюджетирования наберется на сумму, значительно превышающую сам годовой бюджет.
Тут подключается процесс ранжирования. Этот процесс самый сложный и с идеологической, и с технической точки зрения. Должны быть выработаны четкие критерии, еще и с горизонтальными связями (зависимость от работ смежных структур). Тогда самое высокоприоритетное попадет в ближайший год, а не попавшее в ранг переходит на следующий бюджетный период. Упрощенно все звучит легко, но в реалиях сделать такую систему, учитывающую все аспекты муниципального управления, очень сложно. Но стремиться к этому нужно.
А в целом Новосибирск довольно технологичный город, у нас высокая концентрация очень толковых инженеров, разработчиков и IT-бизнесменов. Во многих популярных направлениях мы были одни из передовиков среди городов-миллиоников.
Колонка написана специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к форуму «Будущее города» от 15.04.2019 г.