Бизнес-коуч Светлана Войтенко: «Когда профессионализму приходит "тупик"»
Пост навеян последней поездкой, хотя мысли о его написании посещали довольно давно.
Когда мы возвращались от родителей, вместе с нами в купе оказались еще два молодых мужчины и молодая женщина. У нас втроем – с женщиной и одним из мужчин – разговор ни о чем завязался очень легко, и какая-то совместная активность в виде наведения порядка в купе появилась сама собой, вслед за разговором.
А второй мужчина сразу обособился от нас и, по ощущению, от всего мира, периодически отпуская недовольные замечания по любому поводу, и пытаясь при этом доказать свою правоту. Хотя и спорить-то с ним никто не собирался. Не о чем.
Но было такое ощущение, что он сам как раз и искал повод, чтобы «зацепиться» за что-то или кого-то, и начать выяснять отношения. Но до ночи так и не успел.
Зато утром телефонный звонок наконец-то дал ему повод и возможность разрядиться. Говорил он в тамбуре, но слышал разговор весь вагон. Потому что он не говорил, а орал. Мы все невольно присутствовали на его утренней планерке.
Судя по разговору, у него – свой бизнес, связанный с чем-то техническим. Он звонил по очереди всем своим сотрудникам, грубо выговаривая все, что он думает о них, об их работе, дисциплине и будущей заработной плате. Сложилось впечатление, что как технарь, как специалист, он более чем хорош, и у него много чему можно научиться.
Но его манера общения отбивала всякое желание не только что-то спрашивать и задавать вопросы, чтобы расти и развиваться. Даже просто разговаривать с ним не хотелось. Когда он, закончив разговор, вошел в купе, мы все просто отвернулись, не сговариваясь. У меня было одно желание: расстаться с ним поскорее и никогда больше не встречаться.
Думаю, его сотрудники пребывают в таком же состоянии, отсюда и опоздания, и нежелание следовать правилам, установленным в компании, и отсутствие мотивации что-то качественно делать для клиента, – в которых на весь вагон упрекал он своих сотрудников.
Часто, усиленно работая над своими узко специальными навыками и знаниями, мы упускаем так называемые «мягкие» навыки: коммуникацию, понимание других, готовность обучать и обучаться самим, терпимость, считая их неосновными, а потому не достойными внимания, готовность работать в команде, получать и просить поддержку.
При этом получаем обратный эффект: наши превосходные технические навыки упираются в низкий уровень развития человеческих качеств, как в тупик, и перестают с этого момента работать на нас. И дальше перевести их на качественно другой уровень можно только, вырастив в себе личную, психологическую зрелость, которая и формируется как раз за счет «мягких» навыков.
Светлана Войтенко, карьерный и бизнес-коуч, руководитель проекта «ПрофСовет: карьерные встречи в неформальной обстановке».