Бизнес-тренер — о трудностях адаптации начинающих руководителей

Какие трудности переживают молодые руководители и как происходит процесс адаптации? Что нужно знать работодателю?

Бизнес-тренер Светлана Пимонова, по заказу «Лаборатории развития ТСК»

Где взять руководителей? Есть два пути:

  • первый путь — найти на рынке труда или нанять; 
  • второй — вырастить руководителя из своих сотрудников.

Часто компании выбирают второй путь и по понятным причинам. Именно поэтому в современном бизнесе одной из главнейших направленностей в системе управления персоналом является подготовка и организация кадровых резервов.

Вхождение в должность «нового начинающего руководителя» — это серьезный стресс для самого новоиспеченного руководителя, для его подчиненных, в целом для компании. Известно, что появление нового руководителя существенно влияет на работу отдела, подразделения и не всегда в лучшую сторону. Так, в результате переживаемого стресса показатели работы подразделения могут снизиться в разы! Без помощи процесс адаптации молодого руководителя может затянуться на несколько лет, что крайне невыгодно и рискованно для компании.

Для того чтобы понять «где соломки подложить», необходимо знать, какие трудности переживают молодые руководители. По каким направлениям происходит адаптация молодых руководителей?

  • социальная адаптация — приспособление к коллективу в новой роли;
  • личностная адаптация — принятие на себя роли и ответственности руководителя;
  • профессиональная — осваивание новых навыков, необходимых для осуществления управленческой деятельности.

Поговорим поподробнее о каждой из них.

Личностная адаптация. Начнем с того, что в первые недели в роли начинают развеиваться мифы относительно работы руководителя, иными словами начинают исчезать розовые очки. Оказывается, работа руководителя — это не просто сидеть в кресле и раздавать всем указания, оказывается,  это большая ответственность, гораздо бОльшая, чем быть исполнителем и выполнять те самые указания! Чем выше должность, тем больше ответственности ложится на плечи. Принятие ответственности и роли руководителя вызывает достаточно острые переживания и может привести с одной стороны к «звездной болезни», с другой стороны, наоборот понижению уверенности в себе.
Социальная адаптация. Здесь могут возникнуть серьезные трудности, потому что нужно пересматривать и перестраивать те отношения, которые были сформированы ранее. Раньше ты был такой же, как все эти ребята, с кем-то дружил, с кем-то пиво пил, с кем-то сделки делал, ты был с ними «на равных». Теперь же нужно заслужить авторитет, справиться с возможными обидами («ведь повысили тебя, а не меня»), выбрать и найти свой стиль управления, построить новые отношения, исходя из стиля управления и новой роли. И здесь уже стрессу подвержены не только молодые руководители, но и их подчиненные, ведь это касается их непосредственно. Здесь накал эмоций может достигать высокого градуса,  в этот период может участиться возникновение конфликтов в коллективе. Ценной поддержкой будет работа с сопротивлением персонала. Не удержусь и дам совет для начинающих руководителей: новое руководство — уже стресс для коллектива. Не проводите реформ в первые два месяца работы. Революции от вас никто не ждет, а изменения нужно проводить постепенно. Не меняйте все, что сделал предыдущий руководитель, в его мотивации могли быть причины, с которыми и вы столкнетесь в ближайшее время. Также не критикуйте прежнее руководство и стиль его работы.

Профессиональная адаптация. Продолжая разговор о мифах, выясняется, что «быть хорошим специалистом в своей области не тоже самое, что быть хорошим руководителем». Оказывается,  для того, чтобы руководить, необходимо развивать в себе управленческие компетенции. Необходимо учиться планировать, делегировать, ставить задачи, контролировать, давать обратную связь, мотивировать, принимать решения….. Голова идет кругом!  Хорошая новость – всему этом абсолютно реально научиться) Если в компании существует система наставничества для руководителей – это прекрасно, если нет. Тогда есть смысл найти себе наставника, который бы поддерживал, направлял, обязательно пройти обучение базовым управленческим компетенциям. В общем, как в освоении любой профессии учиться, делать, ошибаться, делать выводы, и снова учиться, делать.

Вдохновения и достижений!

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
  • «Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines«Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.