БЛОГ: «Менеджер по продажам: тренды нового времени», – бизнес-тренер Надежда Головизина

С каждым годом профессия менеджер по продажам становится всё менее популярной. И в этом нет ничего удивительного. Продавать становится труднее, а людей, способных делать это эффективно, меньше.

Знакомые руководители и заказчики всё чаще спрашивают: «Что происходит? Почему успешные менеджеры, которые раньше хорошо продавали, вдруг разучились это делать?»

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое «продажа» и продажами ли занимались те «успешные» менеджеры? На мой взгляд, продажа (как процесс) – это влияние. Клиент говорит: «Спасибо, нам не нужно», а менеджер влияет на его решение, и в результате первоначальный отказ становится сделкой. В ситуации, когда клиент сразу хочет купить товар, менеджер, который с ним работает – это не совсем менеджер продаж. Правильнее назвать такого сотрудника диспетчером, информатором, специалистом по оформлению документации, специалистом по отгрузке товара, наконец – менеджером по работе с клиентами, но только не менеджером продаж.

Сейчас, как и раньше, такой специалист звонит клиентам, рассылает коммерческие предложения, ходит на встречи… В его действиях ничего не изменилось, возможно, он даже стал более старательным и усердным, но вместо продаж он получает отказы. Менеджер не стал продавать хуже, он не разучился, он просто никогда и не умел. Рынок (сам клиент) делал продажи за него. А теперь происходит следующее: клиент перестал покупать сам (в силу рыночных изменений), а навык влияния у большинства менеджеров отсутствует.

Что в этой ситуации чувствует менеджер? Перед ним ставятся всё те же задачи, но только теперь они не решаются привычными ему способами. Ежедневный и понятный функционал становится некомфортным, он, с одной стороны, требует все больше усилий, с другой стороны, даёт всё меньше отдачи. Прежние навыки перестали работать, а нового, так необходимого навыка влияния, нет. В итоге менеджеры всё чаще бегут из профессии в принципе, либо всё чаще меняют компании, пытаясь найти те, в которых клиенты ещё пока покупают сами.

Что в этой ситуации чувствует руководитель? Два лидирующих ответа – это недовольство и непонимание. С одной стороны, руководители всё меньше довольны своими отделами продаж. С другой стороны, они не понимают, что не так, почему  предпринимаемые ими усилия не дают отдачи.

Что изменить компаниям, чтобы их отделы продаж вновь стали продавать?

Первый шаг, с которого стоит начать – это проведение оценки менеджеров продаж. Для этого необходимо понимать, какими качествами должен обладать хороший менеджер, чтобы быть успешным в текущих рыночных условиях. На мой взгляд, ключевые компетенции сегодняшнего продавца – это:

1. Способность «продать» себя: быть небанальным и нешаблонным, быть интересным собеседником, быть позитивным и вызывать доверие. Если проще – сначала личность, потом уже профессия.

2. Очень высокий уровень коммуникативных навыков в целом и навык влияния в частности. Здесь только важно понимать, что влияние бывает разным. И мы говорим не об агрессивном убеждении, а о тонкой работе, когда поняв картину мира собеседника, менеджер планомерно и мягко расширяет её. Ничего не навязывая, лишь задавая нужные вопросы.

3. Навык сбора информации о клиенте. Сейчас покупают у тех, кому доверяют. А доверяют тем, кто максимально глубоко понимает ситуацию и предлагает решения, связанные с ней.

4. Ориентация на задачи клиента. Пока менеджер думает, как бы ему продать свой товар, у него не покупают. Как только он начинает мыслить задачами клиента, и в своём товаре ищет способ эти задачи решить оптимальным образом, ситуация меняется. Как ни банально это звучит, но это искренняя партнёрская позиция, а не позиция продавца-лотошника.

5. Ну и, конечно, классический набор личностных характеристик остаётся неизменным: внутренний локус контроля, высокий уровень притязаний, ориентация на результат, готовность к изменениям.

После того, как вы сделали первый шаг и провели оценку, оставьте только тех, кто соответствует новым требованиям. Не жалейте расставаться с неудачниками, памятуя старые заслуги. Новых уже не будет, проверено.

Второй шаг – это развитие. У тех, кто обладает базовыми требованиями, нужно усилить ключевые компетенции, оттренировать, отшлифовать, доведя до совершенства.

И всё – новый отдел продаж готов!

Надежда Головизина, генеральный директор и бизнес-тренер ООО «Ассоциация Практикующих Бизнес-Тренеров».

Самое читаемое
  • Тогда все только начиналось: почему уральский бизнес снова вспоминает 1990-еТогда все только начиналось: почему уральский бизнес снова вспоминает 1990-е
  • Каждому шестому сотруднику приходилось хотя бы раз выходить на онлайн-звонок из кофейниКаждому шестому сотруднику приходилось хотя бы раз выходить на онлайн-звонок из кофейни
  • Не всем выпускникам медвузов и медколледжей придется отрабатывать три годаНе всем выпускникам медвузов и медколледжей придется отрабатывать три года
  • Зачем России стейблкоины, а Трампу — Гренландия? И почему в Азии очереди за золотом?Зачем России стейблкоины, а Трампу — Гренландия? И почему в Азии очереди за золотом?
  • В компании, инициировавшей концессию по ЕКАД, прокомментировали решение отложить ее запускВ компании, инициировавшей концессию по ЕКАД, прокомментировали решение отложить ее запуск
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.