Даниил Прицкау: «Я не жду поддержки от государства»
«Идет падение покупательской активности и понятно, что потери есть и еще будут до самой осени. Сейчас важно понять, что дальше будет? Есть ли какие-то точки роста и на что нам надеяться в будущем?»
Совладелец ресторанов «Гриль и бутыль» и New Mexico Даниил Прицкау:
— Идет падение покупательской активности и понятно, что потери есть и еще будут до самой осени. Сейчас важно понять, что дальше будет? Есть ли какие-то точки роста и на что нам надеяться в будущем? Думаю, Москва восстановится быстрее всех благодаря максимальной концентрации средств в ней. Но я не вижу, за счет чего наш регион будет восстанавливаться. Мы здесь все взаимосвязаны: жили и что-то друг другу продавали — кто-то гамбургеры, кто-то аренду, кто-то недвижимость. И все вдруг остановились. Пока непонятно, как мы весь этот механизм будем обратно запускать.
Сокращение посетителей уже сейчас критично. Если мы продолжим работу в этом же состоянии — без изменения аренды и т.д — то это уже сейчас ниже «точки прибыли». Мы еще не достигли дна, но все идет по нарастающей. А еще над нами висит Домокловым мечом карантин, который вообще всю деятельность прекратит. Мы, конечно, организуем и доставку, но это вообще никак не спасет бизнес, который рассчитан на живое посещение ресторана. Да и нарастить доставку хоть сколько-нибудь существенную за такое короткое время — нереально. Тем более в тот период, когда буквально все ее стали предлагать. Это больше для самоуспокоения — что-то же делать надо. А вот те, у кого уже была доставка, возможно, как раз и выживут — у них и логистика, и реклама отстроены и проработаны.
Уцелеют те, у кого этот ресторанный бизнес — не единственный, или тот, кто входит в состав крупного холдинга, — кто способен за счет перетекания ресурсов из одного заведения в другое сохранить свой бизнес, дождавшись более светлых времен.
Я не жду поддержки от государства. Нужно договариваться с арендодателями, госорганами не об отсрочке. Если все равно придется платить потом, получается, в кризис мы должны зарабатывать в два раза больше и после — закрывать долги, которые на отсрочках возникнут. Учитывая, что уже посчитано известное количество факторов — вирус и сложная экономическая ситуация — мы еще увидим после эпидемии экономические руины. Если в 1998, 2008, 2014 гг. мы боролись только с экономической составляющей, то в этом году значительно труднее. Уйдет процентов 30% рынка, а кто-то просто не встанет.
Читайте также истории новосибирских рестораторов, как они спасаются от коронавируса.