«Это вопрос философский». Новосибирские директора – о корпоративной культуре

«Пробовать можно все, главное – чтобы в итоге все «колечки пирамиды» встали по росту на стержень», – так эксперты говорят о том, какие шаги нужны при построении корпоративной культуры.

Где истина? Реально ли корпоративная культура дает бизнесу преимущества или это просто модный тренд? В какой момент в компании уже присутствует корпоративная культура? Действительно ли корпоративная культура – «волшебная таблетка»? Изменяется ли корпоративная культура на различных этапах развития компании? Кто ответственный за корпоративную культуру?

На эти вопросы пытались найти ответ спикеры и эксперты:

Генеральный директор компании «Ценностное управление для бизнеса», автор концепции «Ценностное управление», эксперт в области лояльности персонала, дипломированный тренер-консультант в области организационного развития Константин Харский; предприниматель, создатель обувной сети «Россита» и «Лизетт», 90 магазинов по России, инвестор, ментор, основатель образовательных проектов для молодых предпринимателей и активных людей: «ПЧЕЛА» и школа интернет маркетинга Светлана Самсонова; генеральный директор компании «Био-Веста» Владислав Ильин; генеральный директор и совладелец Сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ», консультант по управлению бизнесом Марина Гуляева; руководитель федеральной сети автосервисов «FIT Service» Данил Соловьев и эксперт, консультант в области управления корпоративной культурой, управления изменениями, управления знаниями и корпоративными коммуникациями, коуч, тренер Валерия Горецкая.

DK.RU публикует мнения некоторых участников.

Светлана Самсонова:

«Участники майского Клуба Директоров порадовали живым интересом к построению корпоративной культуры в компании, мы все искали ответ на главный вопрос: «зачем?» Ответить мне помог Константин Харский: в своем видеообращении к директорам он смог перевернуть сознание и представление о необходимости идеологии в компании.

В двух словах: если компания не управляет своей идеологией, тогда ею управляют сотрудники. И обычно не в пользу клиента, а для собственного удобства. Это всегда очень пагубно сказывается на результатах. Главный враг в компании при отсутствии идеологии –  эффективный сотрудник. С выстроенной культурой – неэффективный сотрудник. То есть сама компания и коллектив выживают ненужные элементы из системы. Корпоративная культура всегда сложна в построении и внедрении, зато потом сильно облегчает работу всех. Да и сами сотрудники ее потом ценят за отсутствие подковерных интриг и подводных камней. Система работы становится прозрачной.

Могу подтвердить все вышесказанное своим опытом внедрения управления компанией через ценности. Мы занимались внедрением долго и системно – разработка, знание, принятие поведения и трансляция самими сотрудниками. Это заняло два с половиной года. Зато в итоге все были благодарны и научились отвечать за свои слова и результат. Возможно, само понятие «корпоративная культура» слишком старое, если по-новому, то это «управление компанией через ценности». Ценности, которые отвечают современному запросу рынка и помогают компании достигать целей и быть лидером. Ценности, которые разделяют все – от основателя до каждого линейного сотрудника. Ценности, которые определяют уникальность компании среди других».

«Это вопрос философский». Новосибирские директора – о корпоративной культуре 1

Валерия Горецкая:

«Корпоративная культура, на мой взгляд, – это некий стрежень, который призван и способен гармонизировать все отношения всех элементов внутри системы, то есть, в нашем случае – все элементы организации. По большому счету, таким стержнем может быть что угодно, но это должно быть принципиально важно, чтобы остальные элементы могли быть подчинены этой идее. Что выбрать в качестве стержня – вопрос больше философский, и при его обсуждении сломано уже немало копий, даже на заседании Клуба Директоров. Например, Светлана Самсонова говорила скорее о логической пирамиде, которая состоит из ценностей, принципов, правил и норм поведения, и зал откликался на это, говоря, что это скорее некие стандарты поведения, чем корпоративная культура. Константин Харский говорил о том, что корпоративная культура – это про то, кто и кого назначает «врагом» в компании. Владислав Ильин тоже отмечал, что каждая компания выбирает, что для нее первично, – функции либо ценности – и строит свою гармонию, опираясь либо на задачи, либо на человеческие особенности, которые, в свою очередь, приведут к правильным действиям. То есть каждый говорил о некотором центральном принципе, который будет являться мерилом всего остального, делением на «наши» – «не наши», «правильно» – «не правильно»«эффективно» – «не эффективно»

Если говорить о том, устарело ли понятие корпоративной культуры, то это все равно, что говорить устарел ли вопрос «что первично – курица или яйцо», или можно ли уже отменить причинно-следственные связи. Люди всегда будут искать, где есть начало и где есть истина. Главное, на мой взгляд, – чтобы собственник бизнеса определился, в какой системе координат ему удобно и приятно жить, какой мир он хочет построить в своей компании, как хочет реализовать свои устремления, и потом уже подбирать под это инструменты. Потому что корпоративная культура - это «что», а технологии ее построения – это «как». Когда люди начинают с инструментов, не до конца определившись, к чему они хотят прийти, они могут сталкиваться с разными казусами и противоречиями. Поэтому, если понимать, к чему в итоге хотим прийти, можно использовать разные технологии построения корпоративной культуры, панацеи нет. И мы это видели по откликам и дискуссиям на встрече Клуба Директоров. Среди них – и создание различных Кодексов и документов, и системное зомбирование, и выстраивание идеологических, почти религиозных отношений, и системная интеграция во все процессы управления персоналом и т.д. Очень по-разному люди решают эти вопросы, и есть разные советы, которые дают теоретики по типизации корпоративной культуры и подходам к ее изменению, улучшению, усилению. Пробовать можно все, главное – чтобы в итоге, если сравнить с детской пирамидкой, все «колечки» встали по росту на этот «стержень», и люди понимали свои задачи, понимали, как они соотносятся друг с другом, что является причиной, а что следствием, какие отношения будут поддерживать силу компании, к какой цели все идут, ради чего они все это делают. Ну, а каким будет этот стержень, каждый собственник выбирает сам.

Если говорить о каких-то «побочных» положительных эффектах внедрения проектов по корпоративной культуре, то даже при их относительной «неудаче» происходят позитивные изменения: люди в компании начинают больше общаться друг с другом, с «заказчиком», руководители начинают как-то объяснять, почему требования именно такие, а не иные – возникает более крепкая взаимосвязь и взаимопонимание между людьми, становится больше правильных решений, даже если нет инструкции, – организация становится сильнее. В любом случае внимание руководителя к подчиненному, прояснение требований, обозначение границ и целей всегда идут на пользу бизнесу. Поэтому, какой бы инструмент ни был выбран, работа с корпоративной культурой полезна, и дорогу осилит идущий».

Комментарий недели

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.