Гаджетомания ресторанов: самые интересные предложения рынка

Не прошел и десяток лет с тех пор, как появилось первое электронное меню в настольном терминале, а сейчас уже сложно угнаться за инновационными новинками и сервисами для ресторанного бизнеса.

Сфера FoodTech, находящаяся на стыке технологий и рынка общепита, сейчас переживает подъем. Компания UCS (бренд r_keeper) сделала подборку наиболее удачных решений:

Электронное меню, сенсорные столы и киоски самообслуживания

Как правило, электронное меню — это прикрепленный к столу планшет с красиво оформленным списком блюд, описанием, ценой, фото, а иногда и с видеороликами, а также информация об акциях и новинках. Заказ с IPad моментально поступает на кухню, но приносит его официант. Гость может через планшет попросить счет или вызвать официанта для дополнительной консультации. Плюс технологии — в ускоренной обработке заказа, она позволяет также оперативно вносить изменения в меню, экономить на полиграфии и собирать статистику (если, конечно, меню интегрировано с общей учётной системой).

Стоимость услуги электронного меню в России начинается от 800 руб. в месяц, без учета затрат на оборудование.

Более сложная и дорогостоящая интерактивная система — это сенсорные столы, стоимость которых начинается от 150 тыс. руб. Столы работают как меню, но являются также частью интерьера заведения и рекламной площадкой. Тач-столы, интерактивные проекции, цифровые витрины убивают сразу нескольких зайцев: продвигают акции и спецпредложения, выполняют роль визуального акцента, а иногда становятся фишкой заведения.

Киоск — это компьютер с большим сенсорным монитором, работающий на специальном ПО. Меню киоска разрабатывается индивидуально для каждого заведения. Гость ресторана заходит в зал и может, минуя очередь к кассе, подойти к киоску и на большом сенсорном мониторе в человеческий рост выбрать, заказать и оплатить то блюдо, которое он хочет. Гостю не нужно стоять в общей очереди и не нужно общаться с кассиром.

В учетной системе киоск воспринимается как обычная касса. Как правило, киоск устанавливается вместе с электронной очередью — информационной панелью, на которую учетная система отправляет номера принятых и готовых заказов. Номер заказа печатается на чеке, который клиент получает после совершения заказа на кассе или через киоск.

В первый месяц после установки информационных киосков ими пользуются 20% посетителей, а через 3 месяца этот показатель увеличивается до 80%, свидетельствуют данные портала kiosks.ru.

Как отмечают в UCS, стоимость внедрения оборудования складывается из нескольких составляющих — это затраты на сам киоск, на программное обеспечение для интеграции в учетную систему и вывода электронной очереди, а также расходы на монтаж и запуск оборудования. Стоимость самого простого киоска начинается от 100 тыс. руб., программного обеспечения — от 50 тыс. руб.

Ручной труд очевидно дороже, поэтому киосков самообслуживания в общепите будет все больше и больше. При этом всегда найдутся посетители, которые предпочтут сделать заказ через продавца, поэтому целесообразно оставить 1–2 «живые» кассы, а остальные заменить оборудованием. За последнюю пару лет рынок киосков вырос на 20%, в основном за счет крупных игроков, способных оперативно обеспечить поставку партий из нескольких сотен устройств, — это «Макдональдс», «Бургер Кинг», «Додо Пицца». В планах запуск терминалов самообслуживания у федеральных сетей «Буше», «Теремок» и «Чайникофф», поделились информацией в UCS.

Мобильные приложения, системы бронирования и доставки

На рынке IT-решений для общепита приложения прочно занимают лидирующие позиции. Это и самые популярные агрегаторы служб доставки еды (Delivery Club, Zakazaka, «Яндекс.Еда») и сервисы онлайн-бронирования столиков (LeСlick, Reserve и Gettable). 

Первые собирают предложения от разных ресторанов, предоставляя пользователю широкий выбор и возможность удобного поиска. Для рестораторов это дополнительный источник трафика и рекламная площадка. Чтобы попасть в каталог, рестораны платят сервису процент с продаж (обычно 10–15%), при этом не тратятся на логистику. По данным Target Global, потребители пользуются приложениями регулярно: на каждые 100 новых клиентов 10–20 станут лояльными.

Мобильные сервисы — яркий пример модели vin-vin, где клиенты получают удобный способ выбора ресторанной еды, не вылезая из любимого смартфона, а рестораторы — дополнительный источник трафика и базу данных. Статистика используется маркетологами для рекламных кампаний и помогает выявить ошибки в бизнес-модели. Согласно данным Rocket Internet, общемировой объем рынка FoodTech-сервисов, в том числе онлайн-заказов еды, составляет порядка $324 млрд, что уже гораздо больше, чем на других рынках электронной коммерции.

Высокую динамику показывают сервисы онлайн-бронирования, функции которых все чаще выходят за рамки «резерва столика». По данным аналитического отдела проекта «Афиша-Рестораны», трафик заведений с возможностью онлайн-бронирования показывает рост уже через несколько месяцев после запуска функции.

Один из крупнейших общероссийских сервисов онлайн-бронирования LeСlick — полноценный инструмент лидогенерации. Множественные фильтры позволяют пользователю легко выбрать заведение по вкусу; ресторатору остается только зарегистрироваться и регулярно оплачивать комиссию. В отличие от конкурентов, LeСlick занимается автоматизацией и управлением процессами. Под его контролем находятся два крупных ресурса — MENU.ru и Гурманизация.рф.

Лиды в LeСlick генерятся также с партнерских площадок — Яндекса, 2GIS, InYourPocket, «Билайна», vmet.ro и MasterCard. Сервис сохраняет статистику, историю посещений, анализирует предпочтения и средний чек, интегрируется с системой автоматизации r_keeper, а также имеет собственную программу лояльности, другими словами — представляет полноценный рекламный инструмент. По базе гостей конкретного ресторана клиент может выполнить целевые SMS- и e-mail-рассылки.

Услуги онлайн-бронирования предоставляют также системы ZOON, Moscow-restaurants, Yell, gdebar, gettable.ru, stoliki.ru, restotube.ru и др., каждая из которых имеет свои особенности. Бронирование с депозитами практикует tables.yell.ru. Решение продиктовано тем, что почти треть гостей, резервирующих столы, так и не приходят в ресторан. В результате, ставя на резерв столик на 10 человек в час пик, заведение сильно рискует деньгами. Также в tables.yell.ru можно настроить фильтры по среднему чеку или по количеству гостей на одно бронирование — и таким образом принимать бронь только от выгодных клиентов.

Автоматизированную программу по управлению трафиком представляет собой SmartReserve, где в одну систему объединяются все источники бронирования — от онлайн-сервисов до телефонных резервов. Есть и бонусы — рестораны с SmartReserve автоматически учитываются как партнеры сервиса «Афиша-Рестораны». Баллы начисляются гостям за каждый поход в ресторан и прочее активное участие в сервисе и обмениваются на бесплатный сертификат в ресторан.
Мотивация рестораторов участвовать в онлайн-системах очевидна. Для бизнесмена это прежде всего сбор данных, которые помогают удерживать гостей и привлекать новых клиентов. В любом случае, это гораздо удобнее, чем вести учет в амбарной книге.

Автоматизированные системы

Ресторанный бизнес почти на 100% использует автоматизированное программное обеспечение для управления предприятием. Только на российском рынке насчитывается более 20 различных систем — r_keeper, iiko, TillyPad, «1C: Ресторан», «Эксперт», «Рестораторъ», Z-Cash, «Магия», Microinvest, «Трактиръ», «Астор» и др. Рестораторы обеспечивают разработчикам стабильный спрос на новые решения, что неудивительно, поскольку общепит — одно из самых популярных направлений для малого бизнеса.

Сервисы объединяют в единое цифровое пространство работу в зале (электронное меню, продажи официантов, хостес) и внутренние взаимодействия — электронный документооборот, контроль за поставками продуктов и работу кухни, систему управления с подсчетом KPI каждого сотрудника и маркетинговый отдел и т.п. Все бизнес-процессы максимально автоматизируются.

 

Самое читаемое
  • Четыре екатеринбуржца попали в рейтинг Forbes «30 до 30»Четыре екатеринбуржца попали в рейтинг Forbes «30 до 30»
  • «Наступил новый кризис, с которым мы еще не знакомы». Тренды HR в 2025 году«Наступил новый кризис, с которым мы еще не знакомы». Тренды HR в 2025 году
  • «Байкала» не будет. Проект создания легкого самолета закрыт«Байкала» не будет. Проект создания легкого самолета закрыт
  • Газопровод «Сила Сибири — 2» может быть построен к 2030 годуГазопровод «Сила Сибири — 2» может быть построен к 2030 году
  • «Этот факт требует особого внимания». Путин дал застройщикам надежду на ренессанс«Этот факт требует особого внимания». Путин дал застройщикам надежду на ренессанс
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.