Как защитить коммерческую тайну? Новосибирский Клуб Директоров рассказал о проблеме
В Новосибирске появился Клуб директоров, который провел собрание, посвященное коммерческой тайне в компаниях. Юристы рассказали, как защитить информацию и какие меры стоит предпринимать руководителям.
Клуб Директоров организовали Ирина Григорьева, Сергей Голубицкий, Жанна Перкова, Елена Седых и Виталий Зюляев. Во время приветствия Ирина Григорьева заметила:
«Мы поняли, что в городе нет общества, где собирались бы директора компаний. В Новосибирске есть клубы финансистов, юристов, фотографов, пришло время создать и клуб директоров. Наше сообщество создано для того, чтобы руководители могли обмениваться опытом, получать информационную поддержку от экспертов».
Как отметила Ирина Григорьева, заседания планируются раз в месяц, а темы будут выбирать исходя из желаний участников.
Приглашенные эксперты встречи — это юристы Виталий Ветров (Юридическая фирма «Ветров и партнеры») и Анна Войцехович (Адвокатское бюро «Гребнева и партнеры»). Первую встречу посвятили вопросу коммерческой тайны, которая очень тесно связана с защитой интеллектуальной собственности.
Анна Войцехович отметила, что сегодня в Российской Федерации очень мало дел о коммерческой тайне. Такие маленькие показатели связаны с тем, что в стране не умеют охранять коммерческую тайну.
«Если у вашей компании присутствует положение о коммерческой тайне, это совсем не означает, что у вас действительно есть эта коммерческая тайна. Для этого нужно соблюсти несколько аспектов», — пояснила эксперт.
Прежде всего, в компании должно присутствовать положение о коммерческой тайне, юрист сделала акцент на том, что обязательное условие — это ориентация под бизнес и учет особенностей и нюансов. Второе обязательное условие заключается в том, что сотрудники компании должны быть ознакомлены с положением. Для этого стоит сделать отдельное приложение, которое будет включать в себя подписи сотрудников, имеющих доступ к тайне, и даты ознакомления с ней. К тому же, в трудовом договоре должна быть информация о том, что сотрудник имеет доступ к коммерческой тайне, ознакомлен с положением о ней и несет ответственность за ее разглашение.
Важный аспект вопроса — это печать документов, содержащих конфиденциальные сведения.
«Вся информация, которая составляет коммерческую тайну, должна быть распечатана с соответствующей пометкой. Человек, который взял в руки такой документ, должен понимать, что имеет дело с конфиденциальными сведениями. Документы должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны директором. Самое главное заключается в том, что храниться такие документы должны в сейфе с печатью и журналом открытия этого сейфа», — рассказала Анна Войцехович.
Перечисленные меры важны прежде всего для того, чтобы положение о коммерческой тайне соответствовало закону и имело ценность в суде, поскольку стоит учитывать возрастную категорию судей, для которых напечатанные документы более понятны, чем те, которые существуют только на электронных носителях. Но как быть, если коммерческая тайна содержится и в электронном виде?
Один из организаторов Клуба Директоров, директор консалтинговой компании «Центр решений» Сергей Голубицкий отметил, что защита информации в электронном виде — это совершенно другая тема.
«Существуют системы, которые отслеживают доступ к электронной информации — обработку, внесение изменений, сохранение на внешние носители. Хочу отметить, что у Клуба IT-директоров в октябре будет проходить конференция «Сибирь. Безопасность», где будет затронута эта важная тема», — пояснил Сергей Голубицкий.
Виталий Ветров поделился своим опытом ведения дел о коммерческой тайне и посоветовал сделать акцент на нескольких важных деталях. В случае, если вы создаете бизнес вместе с партнерами, стоит заранее подумать о создании документов, которые будут регламентировать эти отношения внутри компании.
«Документы обеспечат четкое понимание того, что вам нужно от партнерства, каковы его цели. Стоит постараться разобрать спорные вопросы», — отметил эксперт.
Еще одна важная составляющая, по мнению спикера, заключается в том, что процесс создания интеллектуальной собственности должен быть регламентирован и структурирован, что также поможет выиграть дело в суде, если вы столкнетесь с такими проблемами.
Эксперты сошлись во мнении, что количество дел, связанных с интеллектуальной собственностью и коммерческой тайной в России, с каждым годом будет увеличиваться.
Автор: Александра Савельева
Фото предоставлены компанией-партнёром Personal Photo