Кирилл Кузнецов: «Судебная практика не видит и не слышит работодателя»

Большая часть трудовых споров разрешается в пользу работника. Почему так происходит, ведь права и ответственность имеют как работник, так и работодатель? Мнение эксперта.

На сложные юридические вопросы взаимоотношений работодателей и работников ответил управляющий партнер юридического агентства «ЭКВИ» Кирилл Кузнецов. DK.RU представляет новое интервью спецпроекта «Диалоги о работе», созданного совместно с кадровым агентством «Люди Дела». В роли интервьюера – директор агентства Елена Паршикова
 
– Кирилл, вы согласны с мнением, что трудовой кодекс в большей степени защищает права работника?
 
Судебная практика не видит и не слышит работодателя вообще. Даже если имеются злоупотребления со стороны работника, и доказано, что он не соответствует занимаемой должности, суды исходят из того, что уволить его можно только по результатам аттестации. Аттестация – очень жесткая, зарегулированная вещь. В итоге большинство работодателей предпочитают не связываться. И в той ситуации, когда работник не подходит по компетенциям, работодатель вынужден ловить его на опозданиях, прогулах, подстраивать в конечном итоге подобные ситуации. Все это далеко от понятия законности и настоящего права. 
 
– Насколько часто работодатель обращается в суд с иском к работнику? 
 
Нечасто. Если брать общий массив трудовых споров, то, я думаю, иски работодателя к работнику составляют не больше 10 процентов. И подавляющее большинство – это взыскание ущерба в рамках материальной ответственности. Попадаются совершенно одиозные вещи: признание трудового договора не заключенным, или признание расторгнутым договора, но это скорее экзотика. 
 
– Уволить рядового сотрудника и директора – большая разница? 
 
После ликвидации Высшего Арбитражного Суда появилась  негативная судебная практика по увольнению директоров. Ранее считалось, что директор не простой работник – он избирается участниками/акционерами общества, и его в любой момент могут уволить (не по стандартной схеме «уведомление о сокращении + выплата пособия»). Для этого установлены специальные гарантии – при увольнении директору полагается минимум три оклада. На этапе трудоустройства можно обсудить и другие дополнительные гарантии. Но взамен на них – «извини, не понравился – свободен» в любой момент. Это нормально, это правильно и это общемировая практика. Сейчас дела, связанные с увольнением директоров, переводят из арбитражных в районные суды. И там их трактуют по-другому:  давайте уведомление, давайте выясним причины, почему не уведомили, а он на больничном и т.д. 
 
– Реально ли возместить убытки, которые причинил работник? 
 
Наши суды рассматривают под убытками не то же самое, что предприниматель. Для суда убыток – прямой действительный доказанный ущерб (что-то сломал, украл). Никакие убыточные категории – потеря клиента, ущерб деловой репутации, разглашение  конфиденциальной информации, переманивание за собой коллег с бывшей работы, перевод клиентов – судами как убытки не квалифицируются. 
Споры по искам о материальной ответственности  работодатели выигрывают (вопрос только в суммах). Если есть договор о материальной ответственности, то работник будет полностью возмещать ущерб. Если договора нет, то 20% от оклада. Проблема часто в другом – что взять с бывшего работника? 
 
– Довольно часто работники спекулируют своими правами. Я встречала людей, которые профессионально зарабатывают на жизнь путем привлечения к ответственности работодателя.  
 
Мы, юристы, видим только верхушку айсберга – конфликтные ситуации, которые дошли до того, что работодатель пошел к нам.  Подозреваю, что 90% работодателей либо не связываются, либо решают проблему в духе «пристегнуть к батарее» уже с уголовными последствиями для себя.  
 
Мы сталкивались ситуациями, когда люди устраиваются на работу и начинают провоцировать работодателя на то, чтобы их выгнали, не дооформив увольнение с точки зрения всей строгости закона. А после этого взыскивать заработную плату за вынужденный прогул. На мой взгляд, вынужденный прогул – иезуитская санкция для работодателя. За все время, что ты судишься с работником, доказывая, что ты прав, работник, если проиграет, даже не понесет судебных расходов (все они лягут на плечи работодателя). А вот если сотрудник выиграет – будьте любезны ему зарплату за полтора года. Предполагается, что пока шло разбирательство, у него был вынужденный прогул. Это смешно. В нынешней экономике нормальный, трудоспособный человек не станет сидеть без работы. Я считаю, что это нужно менять. Вынужденный прогул должен составлять  максимум три месяца. 
 
– В каком случае вы бы рекомендовали работодателю решать спор в досудебном порядке? Независимо от справедливости или реальной обоснованности иска.  
 
Для работодателя потенциальный суд с работником всегда не выгоден. Это всегда вопрос не экономики, а принципа. Но эти принципы обходятся работодателю дорого: платить за юридическую поддержку, за легко прогнозируемое поражение. Более того, есть потенциальный шанс нарваться работодателю на проверки, штрафы и пр. Директору – на дисквалификацию. Поэтому советую соблюдать все формальности в отношении документооборота. Вести себя по-человечески – не юридические категории, но все-таки. И если что – расставаться по-хорошему.
 
Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.