«Когда руководители боятся прямых разговоров». Мнение о перспективах для бизнеса

Разговор руководителя с подчиненным часто идет в таком формате: монолог руководителя, иногда его продолжает монолог сотрудника и заканчивается все, как в американском кино, монологом руководителя.

Бизнес-тренер, руководитель проекта «Карьера в радость!» Светлана Войтенко

— Не так давно одна из клиенток поделилась историей своего увольнения. Она отработала на управленческой должности в крупной федеральной компании около 6 лет. Замечу: в компании дела с корпоративной культурой обстоят гораздо лучше, чем во многих других. За это время прошла через два карьерных перехода с повышением в должности и расширением обязанностей. В последний год почувствовала, что начала скучать, и попросила руководителя о повышении. Получила приглашение на ассессмент, на котором ее опередил менее опытный сотрудник из другого региона. В итоге она осталась в своей должности и продолжала скучать.

Отношения с бывшим коллегой, нынешним руководителем, не складывались не только у нее — у всех сотрудников. И после размышлений она приняла решение уходить из компании. Решила прямо сказать о этом руководителю: с прежним у нее были отличные отношения, и они всегда могли открыто обсудить все, что происходит. Моя клиентка решила, что корпоративная культура компании не изменилась, поэтому она может также открыто поговорить с новым.

Ее ждало разочарование: новый босс выслушал ее комментарии и резко ответил: «Ну что ж: решила, так решила. Вот тебе полтора месяца на увольнение, а я назначаю дату ассессмента. Все равно ты работать, как надо, уже не будешь». Моя клиентка словно предчувствовала такой разворот событий и записала весь разговор на диктофон. После отправила запись генеральному директору с одним вопросом: «Теперь это норма в нашей компании?». Конечно же, после вмешательства генерального условия расставания были изменены: ей предложили три оклада и открытую дату увольнения в трудовой книжке.

О чем эта история? С одной стороны, о том, что сотрудники уже хорошо знают свои права и умеют себя защищать, а руководители и собственники до сих пор живут представлениями лихих девяностых, когда они могли увольнять персонал так, как им захочется, в обход трудового кодекса и какой-либо этичности. И даже если в компании прописаны все политики и регламенты, в ней могут «случаться» вот такие руководители, с царским мышлением. Как мне видится, такие случаи говорят о том, что не все так хорошо работает, как хотелось бы верить.

Есть и вторая сторона медали, о которой вообще стараются не говорить или даже не замечать. Руководители не понимают, что за отношения в коллективе, несут ответственность они. Будут ли сотрудники доверять друг другу и ему в том числе или будут выживать и подсиживать, — это та модель, которую задает руководитель в своем подразделении или компании.

Часто между руководителями и его подчиненными, или смежными подразделениями вообще нет никаких отношений. Такое равнодушие называют «нормальными рабочими отношениями», а когда я задаю клиентам уточняющий вопрос: «Расскажите, а в чем они нормальные? Как вы это понимаете? Для чего большего эти отношения нужны?» ответа никакого не следует.

Что я имею в виду, когда говорю об отношениях? Отношения — это не про «ты» и «я», и не про то, что нужно тебе и мне. Это некая самостийная единица, которая всегда больше каждой из сторон, в нее входящих. Потому что цель отношений — всегда больше цели каждой конкретной стороны. Отношения — это про «мы». И, опять же, это не про жертвование одной стороны ради интересов другой, как это часто бывает, а о том большем, ради чего эти «мы» появляются. Коллективы, семьи, творческие группы. Отношения нужны для того, что невозможно создать в одиночку, как бы каждая из сторон не была гениальна.

Там, где они есть, и люди заботятся об их развитии, процветают и бизнес, и семьи. Когда же каждая из сторон пытается натянуть одеяло на себя, заставляя другого «мечтать мою мечту», ничего хорошего не происходит. Сначала просто наступает стагнация, а затем идет разрушение.

Как это проявляется каждый день в бизнесе? Когда руководители боятся прямых разговоров с сотрудниками, боятся, что им зададут какой-то вопрос, на который они не смогут ответить, и потому заранее их сторонятся. Мало кто решается обсуждать реальное положение дел компании без обвинений подчиненных в некорректной работе, без претензий, а для улучшения качества процессов. А уж поговорить о том, комфортно ли работается подчиненному, и как он видит свое дальнейшее развитие, — кажется чем-то лишним и неуместным. Диалога нет, потому что доверия нет. Разговор руководителя с подчиненным часто идет в таком формате: монолог руководителя, иногда его продолжает монолог сотрудника (если ему дают возможность оправдаться) и заканчивается все, как в американском кино, монологом руководителя.

Мало кто решается обсуждать карьерные и жизненные планы сотрудников. Возможно, из-за того, что не знают, что с этой информацией потом делать. А еще страшнее услышать, если сотрудник хочет чего-нибудь «этакое», чего прямо сейчас в компании нет. А он говорит, что хочет и готов взяться за создание. Но мало кто готов услышать: потому что с тем, что услышишь нужно что-то делать.

Формальные «привет, как дела?» не предполагают, что сотрудник бросится что-то рассказывать о том, как они обстоят на самом деле. А потом вот эта вот чудесная фраза: «Приходи не с проблемой — приходи с решением» тоже остужает пыл что-то честно говорить. Ну может не знать сотрудник, как решить эту проблему, и гугл ему не поможет, а открытый диалог внутри компании — с руководителем, коллегами — может помочь. Но нет культуры обсуждения, и нет готовности затем реально воплощать в жизнь то, что предложили.

Казалось бы, все решения лежат на поверхности, но их нужно проговорить друг с другом. Услышать мнения других, новые идеи и взгляды. А это невозможно без навыка ведения открытого диалога. Я вижу в нем большие перспективы для бизнеса. Одно из безбюджетных решений, позволяющих решить многие проблемы и предотвратить появление новых.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.