Коворкинг как экосистема. Тренды развития офисных площадок нового формата
Как владельцы коворкингов сегодня строят свой бизнес, насколько он выгоден, какие форматы диктует рынок и куда он движется?
Новосибирский коворкинг «Простор» победил во всероссийской премии Russian Coworking Awards в номинации «Лучшая инфрастуктура». ДК поговорил с исполнительным директором Артемом Нонка о том, как сейчас развивается и чувствует себя рынок коворкингов, которого еще примерно пять-семь лет назад, по сути, не существовало в регионах РФ.
Насколько тема коворкингов сейчас актуальна? Кажется, что, побыв какое-то время на гребне волны, этот вид бизнеса немного схлопнулся, рынок сузился. По крайней мере, в Новосибирске быстро закрылось несколько внезапно появившихся проектов.
Если взять как пример ситуацию в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других крупных городах, то там эта тема однозначно растущая. Есть две тенденции, которые способствуют развитию коворкингов. Первая — появляется большой пласт людей, которые работают на себя или внештатно. Тем же проектировщикам, дизайнерам, разработчикам, к примеру, нет смысла содержать офис, и они часто работают удаленно. Они формируют спрос на рабочие места, потому что многим работать из дома или в кафе неудобно, нужна офисная инфраструктура, которую, как правило, предоставляют коворкинги.
Вторая тенденция — компаниям сейчас нужен быстрый вход и выход из арендных отношений, у них всегда есть выбор — купить/снять офис или арендовать коворкинг. Купить офис достаточно дорого, особенно если ты запускаешь проект на какое-то время, и точно не знаешь, взлетит он или нет. Офис может не окупиться, либо его сложно будет продать быстро и выгодно, плюс — покупка офиса — это отвлечение оборотного капитала.
Офисы все равно, конечно, остаются популярными, и это сейчас основной вид коммерческой недвижимости, но есть нюансы: месторасположение, условия по арендной ставке, дополнительные услуги, возможность подписать краткосрочный договор аренды.
Коворкинг в этом плане более гибкий. Здесь есть и вся необходимая инфраструктура, и находятся они, как правило, ближе к центру города или в самом центре, и сюда можно заехать на месяц и потом пролонгировать договор, можно арендовать разное количество мест, в зависимости от числа сотрудников в компании. Есть даже дневные или недельные абонементы, чего не бывает при аренде классического офиса.
Также часто у коворкингов есть сервисы, которые в офисах или бизнес-центрах предоставляются не всегда — переговорные комнаты, кухня, кофемашина и пр. Ну и плюс — время работы. Мы, например, работаем с 8:00 до 22:00 и в выходные.
Сейчас тенденция идет к тому, что часто технологичные компании (разработчики, дизайнеры, айтишники) работают именно в коворкингах. Более 50% компаний из списка самых крупных компаний в мире (Fortune 500) пользуются услугами коворкингов в разных странах. И мы в этом плане, получается, закрываем некую потребность рынка.
В Новосибирске она тоже ощущается?
— Конечно, рынок в Новосибирске сейчас значительно меньше столичного, и спрос здесь отличается от других крупных городов, но это растущий тренд. Еще 5 лет назад коворкингов было мало, в основном это были помещения, собственники которых не хотели просто продавать недвижимость, а красили там стены, ставили какую-нибудь мебель и сдавали места как коворкинг. У большинства коворкингов в Новосибирске, конечно, нет заполняемости в 100%, но рано или поздно рынок созреет до этой темы.
Сейчас, например, в Москве, во многих более-менее приличных коворкингах, уже сложно найти места, даже несмотря на то, что цены там начинаются с 30-40 тыс. руб. в месяц за рабочее место. Но есть достаточно много компаний, которым нужен офис в центре, потому что это престижно или, в конце концов, удобно, поэтому они арендуют места в коворкингах, имеющих удобное расположение в городе.
А как вы оцениваете конкурентную среду у нас, пока рынок еще не перегружен, работать легко?
— Что касается конкуренции, то мы находимся немного в стороне от рынка, потому что мы демонстрируем избирательность. Мы работаем с теми арендаторами, которые соблюдают наши правила. У нас было несколько очень платежеспособных, но шумных клиентов, поэтому нам пришлось отказаться от продолжения договора с ними, чтобы они не мешали нашим другим резидентам. Мы не гонимся за быстрым заработком, мы создаем комфортную среду для новосибирских компаний, поэтому ориентируемся на постоянных клиентов и таких, которые соответствуют нашей политике.
Мы не только создаем инфраструктуру для работы, мы еще делаем ставку на определенных резидентов: большинство наших арендаторов работают в сфере IT. Так у нас создается некое сообщество: резиденты могут общаться, чем-то делиться друг с другом.
То есть вы пытаетесь создать, условно, клуб по интересам нежели коворкинг как таковой?
— Верно. Мы создаем IT-клуб с основной площадкой в Просторе. А также предлагаем уже действующим IT-клубам Сибири партнерство.
На следующий год запланировали ряд проектов, для которых коворкинг станет базой. Например, для IT-обучения. Мы видим, что крупные компании часто испытывают потребность в новых кадрах. Мы готовы собирать таких специалистов, обучать их, приглашать на эти курсы ментора заказчика, чтобы обучение было не на абстрактных примерах или кейсах, а прямо направлено на решение конкретных задач конкретной компании. В таких случаях и заказчик будет иметь выбор и сможет брать в компанию тех, кто ему будет нужен, и срок адаптации нового сотрудника в компании таким образом сократится, такой специалист уже не потребует специальной подготовки.
Это один из проектов, который мы делаем на базе коворкинга. Второй — это биржа. В России есть несколько фриланс-бирж, и все, кто с ними работал, знают о такой проблеме, как отсутствие гарантии сроков и качества исполнения. Сроки — самая большая головная боль. Конечно, с помощью фрилансера заказчик решает свои задачи значительно дешевле, но в большинстве случаев стоит ожидать просрочки.
Мы этот вопрос можем решать. Так как у нас, например, среди резидентов есть несколько десятков разработчиков, мы можем как головная компания брать заказы от крупных компаний и уже перераспределять, делегировать задачи. То есть давать своим резидентам заказы и поставлять исполнителей заказчикам. Это растущий тренд рынка.
Более того мы можем не ограничиваться нашими резидентами, а искать их на рынке и предлагать заказчикам, брать их к себе на биржу. Так что коворкинг — это лишь ядро, одна из частей IT-экосистемы, которую мы строим.