Подписаться
Курс ЦБ на 12.08
73,15
85,92

Леонид Никулин: «В фармацевтике никогда не было уютно»

Леонид Никулин: «В фармацевтике никогда не было уютно»
Иллюстрация: «Вектор-БиАльгам»

Генеральный директор предприятия Леонид Никулин рассказал «ДК», каково было выходить на рынок с новой разработкой в самый экономически тяжелый в истории РФ год — 1998-й.

В начале 90-х непросто было стать отдельным акционерным обществом. А теперь предприятие по производству инъекционных препаратов и пробиотиков «Вектор-БиАльгам» — среди лидеров отрасли, и единственное в России выпускает жизненно важную вакцину от гепатита А. За это Леонид Никулин был назван Человеком года-2019 по версии издания «Деловой квартал»

Становление компании пришлось на трудные времена: в 1992-1996 гг. в качестве научного подразделения ГНЦ ВБ «Вектор» она работала с Институтом медико-биологических проблем по созданию питания для космонавтов. Сейчас «Вектор-БиАльгам» занимается разработкой и производством инъекционных препаратов и пробиотической продукции.  

«Мы опоздали года на два»

— В середине 1990-х «Вектор» начал дробиться на институты, меня назначили директором унитарного предприятия по производству бифидосодержащих продуктов. Сначала это была структура, которая называлась экспериментально-производственное предприятие «Вектор-БиАльгам». Потом оно стало более самостоятельным — унитарным дочерним предприятием, и распоряжением генерального директора ГНЦ ВБ «Вектор» Льва Сандахчиева нам было поручено развить предприятие по выпуску вакцин против гепатита А. Это произошло в 1998 г., с того времени мы начали заниматься развитием именно этой вакцины. Естественно, год был не самый благоприятный, развитие шло очень тяжело. Когда мы выходили именно с вакциной гепатита А, на рынке уже появились наши конкуренты — и США, и Франция, и Англия.  

В 1993 г. вакцина от гепатита А получила разрешение на жизнь, прошли клинические испытания, в 1995 г. была выдана лицензия на ее выпуск. В 1993 г. все страны, занимающиеся сегодня ее выпуском, получили сертификат. То есть мы все родились с этим препаратом в одно и то же время, но другие страны работали более активно и вышли на рынок раньше, у нас получилось чуть медленнее, мы опоздали года на два, поэтому было трудно.

Но потихоньку мы изучали рынок, наращивали выпуск, не забывая при этом и о пробиотиках, так как они тоже необходимы для оздоровления нации (а это наша миссия).

Так мы дошли до начала 2000-х. В 2002 г. был издан Указ президента РФ о присоединении дочерних предприятий к материнским компаниям. Стало ясно, что, если присоединиться к ГНЦ ВБ «Вектор», который в тот момент не мог заниматься коммерческой деятельностью, то мы бы не смогли развиваться так, как было нам нужно. Поэтому гендиректор ГНЦ ВБ принял решение разрешить на базе дочернего предприятия создать акционерное общество. Таким образом в 2003 г. появилось АО «Вектор-БиАльгам».

1,5 млрд руб. на две очереди реконструкции

Поработав несколько лет, «Вектор-БиАльгам» провел серьезную реконструкцию, приобрел здание, где наладил выпуск пробиотиков. В то же время было куплено здание на территории ГНЦ ВБ «Вектор» для расширения производства инъекционных препаратов. Так была проведена полная реконструкция предприятия, связанная с переходом на GMP*. Мы начали выпускать и вакцину от гепатита А. Старт производства препаратов пробиотиков на реконструированных площадях по проекту GMP произошел в 2009 г. Первая реконструкция стоила нам порядка 450 млн руб. На тот период это были очень большие деньги.

Пробиотики мы планировали в дальнейшем выпускать уже как фармпрепарат. Сейчас мы двигаемся в этом направлении, очень много наработок: изменили форму выпуска, теперь есть много сухих препаратов — и в капсулах, и в порошках. Сейчас идет очередная стадия реконструкции корпуса, мы запустили шприцевую линию, которая даст возможность занять более устойчивую позицию на рынке по выпуску инъекционных препаратов в шприцах. Это вторая очередь реконструкции предприятия, в нее вложено уже более миллиарда рублей. Из них примерно 30% — государственная поддержка.

Что касается окупаемости, то вакцина окупается в течение полутора лет, пробиотики сложнее — от 3 до 5 лет, в зависимости от конкуренции на рынке, а в этом сегменте она очень сильная.

Сейчас у нас на подходе универсальная линия — ампульно-флаконная. Все линии сделаны по нашему проекту, в мире таких не существует. Но скоро они появятся, потому что были сделаны совместно с фирмами Германии, Италии, Франции, Израиля. Можно сказать, что у нас получилась международная производственная линия. 

Мы развиваем инъекционный рынок в том числе в рамках контрактного производства: занимаемся выпуском и расфасовкой любых инъекционных препаратов, которые разрабатывают научно-исследовательские институты. Мы работаем со многими институтами и знаем, какие препараты имеют право на жизнь, активно поддерживаем это направление, заключаем договоры о дальнейшем сотрудничестве, выпускаем опытные образцы. Конечно, сложностей всегда много, особенно при расширении рынка.

Это связано и с новыми законами, и с конкуренцией. В фармацевтике никогда не было уютно. Всегда кто-то кого-то толкает, и даже выталкивает на время, и потом тяжело восстановиться. К счастью, по вакцине от гепатита А мы довольно серьезно заявили о себе, потому что наш препарат сильно отличается от импортного, и многие центры вакцинации это поняли, сегодня они больше ориентированы на российские препараты. Особенность нашей вакцины в том, что там нет антибиотиков и консервантов. Это ноу-хау. Это самая чистая вакцина — очищенная от всего, что может навредить организму человека. Наш лозунг: «Мы боремся за здоровье нации».

Сложность законов ради чистоты рынка

Основной объем заказов нашей продукции — это госконтракты. Что касается вакцины, то здесь и вовсе только госзаказы, потому что нельзя продавать препараты кому попало. Люди должны вакцинироваться в определенных процедурных кабинетах, все это должно быть зафиксировано в журнале, нужен серьезный контроль.

Мы продаем вакцину не только в Россию, но и за границу. Успешно работаем с Азией, с Арменией, Казахстаном, Белоруссией, Таджикистаном и Туркменистаном. Тяжело, конечно, работать на зарубежных рынках. Потому что у них существуют свои внутренние законодательные проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся, но страны их решают.

Пока доли по объемам продаж таковы: 70% — Россия, 30% — остальные страны. Но мы планируем сравнять эти показатели, чтобы было 50:50 — и по вакцине, и по пробиотикам.

Этот год для нас решающий, много сложностей и недопониманий возникает в связи с новым законодательством. Недавно, например, вступил в силу Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Появляются новые распоряжения, новые подходы, все это нужно переступить, чтобы это никак не отразилось на выпуске продукции и продажах. Российские производители, конечно, очень терпеливы. Хотя в этом году из 120 предприятий осталось всего 70. Это не очень хорошо. Но я надеюсь, что ту продукцию, которая выпускалась на ушедших с рынка предприятиях, подхватят другие — те, кто крепче держится на ногах. Уход многих предприятий в большей степени связан с законодательными изменениями. Они не могут выполнить условия по ряду причин, не могут перейти на GMP, закупить какое-то оборудование. Просто нехватка средств. Мы столкнулись с этим лет пять тому назад, поэтому вовремя начали производить реконструкцию, закупать новое оборудование и работать по новым проектам. 

Конечно, нам приходится тяжело, и у нас всегда была надежда на поддержку государства. Область нас никогда не бросала. Бывали изменения в законах, касающихся субсидий, но это все решалось. Мы получаем субсидии и считаем партнерство успешным.

Цель изменений в законодательство, как она позиционируется властью, — это чистота рынка: чтобы защитить население от некачественной продукции, чтобы создать ценовую прозрачность, чтобы вывести предприятия на высший уровень, перевести всех на GMP. Это высокие требования, выполнение которых ведет к большим затратам.  

Кадровая политика — выращивать специалистов со школьной скамьи

Дефицита кадров у нас нет. Производство расширяется, и у нас лежат резюме 250 потенциальных сотрудников. Мы постоянно проводим отбор, готовим кадры специально для себя: от «Вектор-БиАльгам» сейчас учится более 30 человек в университетах и колледжах. Мы им проплачиваем обучение, и они приходят к нам квалифицированными специалистами.

Постоянно проводим круглые столы в школах, семинары в вузах, поддерживаем инженерное и биотехнологическое направления. Это связано с тем, что нам нужны специалисты всех профилей: программисты, электронщики, энергетики, механики, врачи, микробиологи, биологи, лаборанты. Поэтому мы вынуждены заниматься образовательными проектами.

Мы финансируем олимпиады, которые помогают детям проявить себя, мы поддерживаем талантливых детей и готовим их к работе на нашем предприятии. Организовали более 4-х программ биотехнологического направления, поддерживаем инженерию и робототехнику, проплачиваем выезды детей на конкурсы. Сейчас по нашей совместной с институтами Академгородка программе для развития биотехнологического направления 11 детей вместе с преподавателями уезжают в Великобританию, чтобы отучиться в Кембридже, получить сертификат и вернуться к нам с уникальными знаниями.

К счастью, наши университеты тоже преподносят программу грамотно, поэтому нам достаются хорошо подготовленные выпускники. Они очень целеустремленные, у них много идей, они более совершенны и подходят ко всему по-новому, предлагают незаурядные решения, которые позволяют быстрее освоить ту или иную технологию. Я доволен, что из наших школ и вузов выходят качественные специалисты, и рад, что мы в этом участвуем.

Вопросом подготовки кадров мы занимаемся очень серьезно и контролируем все подходы к реализации этой программы. После обучения, которое мы оплачиваем, молодые специалисты должны отработать на предприятии «Вектор-БиАльгам» в течение трех лет. Многие учатся заочно и одновременно работают, таким образом мы получаем отдачу за свои вложения сразу.  

Для нас это важно и ценно еще и тем, что потом, когда приходят новые молодые и целеустремленные ребята, им не нужно ничего объяснять, это делают те, кто уже пришел к нам работать после таких программ обучения, они уже сами транслируют наши ценности и регулируют все процессы.

* GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика) — правила, которые устанавливают требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения.

«Вектор-БиАльгам» в цифрах

Более 20 лет на рынке инъекционных препаратов и пробиотиков

1,5 млрд руб. вложено в две очереди реконструкции предприятия и запуск новых линий производства

9000 штук в час производительность линии розлива инъекционных препаратов в шприц-дозы

Более 7 млн ампул в год и до 6000 флаконов в час мощность комбинированной ампульно-флаконной линии

Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» №3 (268) от 18.11.2019 г., специально к премии «Человек года». 

Самое читаемое
  • ДК представляет ТОП-50 влиятельных персон НовосибирскаДК представляет ТОП-50 влиятельных персон Новосибирска
  • Алексей Котлов: «Россияне в Таиланде по-прежнему привилегированные клиенты»Алексей Котлов: «Россияне в Таиланде по-прежнему привилегированные клиенты»
  • Погода в Новосибирске испортится к концу рабочей неделиПогода в Новосибирске испортится к концу рабочей недели
  • Спасет ли брачный договор имущество в банкротстве физлица. Мнение юристаСпасет ли брачный договор имущество в банкротстве физлица. Мнение юриста
  • Кто и где строит лучшее жилье в России? В десятке лучших — только две московские компанииКто и где строит лучшее жилье в России? В десятке лучших — только две московские компании
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.