«Мы хотим завлечь их той же морковкой». Куда пропала мотивация у нынешних продажников?

Эксперт проанализировала сферу рекрутмента и назвала причины, почему специалисты, которым нужно продавать, перестали быть «голодными и не злыми».

Бизнес-тренер, руководитель проекта «Карьера в радость!» Светлана Войтенко

— Вы обращаете внимание на то, как вам продают что-либо? Или какого уровня оказывают сервис? Я обращаю. С одной стороны, как потребитель, которому хочется, чтоб его понимали. С другой стороны, как предприниматель, определяя, что стоит делать для своих клиентов, а чего — лучше избегать.

И вот какие мысли меня посетили по этому поводу. Хочу с вами поделиться и услышать ваше мнение.

Я, как и многие из вас, не люблю агрессивных продаж или когда мне что-то методично навязывают, убеждая, что мне это очень нужно. Я вся сжимаюсь, уши сворачиваются в трубочку, и я перестаю воспринимать то, что мне говорят. Раньше я из вежливости терпела, улыбалась и старалась поскорее отделаться от раздражителя. Сейчас иногда довольно жестко прекращаю контакт: жалко время.

Раздражает, что твердят заезженные скрипты, которые ко мне не имеют никакого отношения. Что говорят о себе и продукте, но не разговаривают со мной. Мои потребности, интересы, а тем более ценности никакого не интересуют! У продавцов своя цель: продать.

Недавно обслуживалась в Сбербанке, и менеджер, пока выполнялась операция, спросила, где находится моя накопительная часть пенсии. Я ответила, и она тут же очень легко предложила мне ее перевести к ним. Я рассмеялась в голос: «Вы верите, что я прямо сейчас это сделаю?? Не зная ни условий, ни всего остального?!» Не нашлось ответа у девушки. С одной стороны — это про технологии продаж.

А с другой — я посмотрела на ситуацию с продажами глазами карьерного консультанта и увидела вот что: если открыть самый главный работный сайт страны, и посмотреть статистику в разделе «Продажи», то можно заметить интересные вещи. Например, что больше всего ищут специалистов в сфере продаж с опытом работы 1-3 года, на втором месте — совсем без опыта. Что больше всего предложений с заработными платами от 35 тыс. руб. (количества вакансий с меньшими зарплатами не указано). И третий факт, что больше всего вакансий в сфере розничной торговли и прямых продаж.

Если все эти три факта свести в одно, то можем увидеть, что нам с вами продают чаще всего молодые люди поколения Y. Очень легко можно найти миллион описаний этого поколения в сети. Если коротко: это люди, у которых все есть, и которые ничего не хотят.

Тогда вопрос: что мы хотим получить от продажников, если мы заранее хотим нанять тех, кому ничего не нужно? Если мы, как клиенты, их не интересуем?

И еще один комментарий по этому же поводу. Если посмотреть на системы оплаты, которые есть у тех же продажников, они состоят из маленькой гарантированной части, а все остальное — бонус. Схема, которая отлично работала у предыдущего поколения продажников, Х-ов, которое было, действительно, голодным, и разрывало любой рынок на части за свою будущую квартиру или машину.

У нынешнего поколения в большинстве случаев все это уже есть, а мы хотим завлечь их той же самой морковкой. Но они — не голодные и не злые, а добрые и обеспеченные.

А еще правда в том, что они не хотят идти в продажи. Особенно, если у них есть профессия, и они хотят расти в ней. Получаем конфликт: они хотят остаться в профессии, но их не берут, предлагают продажи — но этого уже не хотят кандидаты.

Идут только в самом крайнем случае, если он наступает, с соответствующей мотивацией: от безысходности. И в итоге мы получаем равнодушных продавцов и клиентских менеджеров, о которых разбиваются самые гениальные маркетинговые стратегии. Конечно же, везде есть исключения. Я говорю о большинстве.

А что с более старшим поколением, Х-ов?

Во-первых, их готовы видеть на позициях продажников реже: они же не такие резвые, как молодые, зачем их брать?

Во-вторых, они туда сами не хотят идти, потому что не хотят «впаривать», т.е. это практически единственный сценарий, который сложился в головах у всех. Либо агрессивно как торговые представители, либо навязчиво, как сетевики или продавцы в рознице, а другие сценарии продаж малоизвестны. В их создание нужно инвестировать и время, и деньги.

А еще их не мотивирует возможность «безграничного заработка, который зависит только от вас». Как ответил на интервью один из моих клиентов: «Понимаете, вы мне можете нарисовать какую угодно сумму в качестве возможного вознаграждения: я не смогу бегать быстрее, чем я в принципе могу бегать. У вашей системы есть физические ограничения, которые вы не хотите замечать».

Конечно же, все сказанное — мнение, основанное на опыте рекрутмента, карьерного консультирования и наблюдения за рынком труда. Я не проводила глубокого исследования, оно не подкреплено аналитикой. Но что-то мне подсказывает, что оно не только мое.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.