Никита Непряхин: «В любой коммуникации главный секрет успеха – это фокусировка на объекте»

DK.RU поговорил с бизнес-тренером о том, что такое «коммуникативное самоубийство», почему его совершают бизнесмены и публичные спикеры, и как бороться с неумением убеждать собеседников.

Существует два вида убеждения: на уровне личности и на уровне аргументов. Как работают эти механизмы, какой из них лучше использовать и почему – об этом Никита Непряхин рассказал в Новосибирске на мастер-классе, организованным Ассоциацией практикующих бизнес-тренеров.

– Что еще нужно, кроме ораторского мастерства, для того чтобы убедить собеседника в своей позиции?

Мы делаем нехитрую классификацию, выделяем факторы, которые убеждают на уровне личности, и те, которые убеждают на уровне аргументов. И, безусловно, все в основном хотят изучить харизму, быть более убедительными на уровне личности. Но это утопия. Мы на тренингах убеждаемся, как много необходимо знать! Кроме того, важно обладать определенными врожденными свойствами: высоким темпоритмом, низким тембром голоса и так далее. Но врожденное – это вторично, нужно много «приобрести»! И это тоже очень большой список: знать психотипы людей, владеть темой, обладать статусом, иметь ораторские способности. Поэтому для убеждения я рекомендую всем делать акцент на уровне аргументации. Этим может овладеть каждый. Эти технологии на самом деле очень просты. Многие на моих мастер-классах понимают, что все лежит на поверхности, просто нужно уметь это все применять.

– Грань между врожденным и приобретенным очень тонка, и голос поставить можно, и стать харизматичным можно. Как «родить» в себе эту энергию, чтобы суметь ею еще и поделиться?

Каждому человеку нужно оценить себя, понять, что у него хорошо развито, а что – не очень, понять, в какую сторону ему идти и развиваться. Поэтому я считаю, что очень важно получать обратную связь от собеседников/слушателей. Нужно слышать и видеть себя со стороны. Например, человек попрактиковался, продемонстрировал отличные природные качества – высокий темпоритм, поставленный голос и прочее, но не хватает другой стороны – рациональности, логичности, последовательности и так далее. Сказать, с чего нужно начать, сложно, нет универсального механизма, но, наверное, стоит начать с того, что посмотреть на себя со стороны и понять, что у вас хорошо развито, а что стоит «подтянуть». И у каждого будет свой секрет, будет свой нюанс. Более того существует парадокс: то, что мне в себе не нравится, нравится зрителю. Поэтому человек, который претендует на убеждение, должен ориентироваться не на себя, а на ту аудиторию, к которой он выходит, или на того оппонента, с которым он общается.

– То есть бизнес-тренер только на опыте, на «шишках» может научиться понимать, что работает?

Безусловно, все мы, начиная, совершали кучу ошибок, никто не выходит и с первого раза не достигает того, что нужно. Как и в любом деле – нет панацеи, все успехи совершаются методом проб и ошибок. Но если у тебя есть система, то результата добиться легче. В этом случае просто люди делают меньше ошибок и понимают, что и как делать.

– Вы сами как относитесь к своим ошибкам, болезненный это процесс?

Если человек занимается в повседневной жизни чем-то другим, далеким от публичных выступлений, тогда это болезненный процесс. Если же публичные выступления – это его ежедневная жизнь, тренинги, мастер-классы, встречи с читателями – то есть работа на людях и с людьми, то это болезненно первые два раза, а потом это уже просто «мозоль».

– Если обратиться к риторике: существует термин «коммуникативное самоубийство», это относится больше к публичным выступлением, когда человек признается аудитории, что он не умеет говорить, не знает, что рассказать и так далее. А что является таким самоубийством для бизнесмена, который ведет переговоры?

Мне кажется, ораторское самоубийство – это не просто какая-то фраза или признание, что ты не готов произнести речь. Это в принципе отсутствие какой-либо подготовки к выступлениям или переговорам. Есть две крайности – самобичевание: постоянное нытье, про себя или на публику, о том, что человек не готов, боится, и точно провалится. А другая крайность – это излишняя уверенность: когда человек даже не готовится, самоуверенно думая, что он точно справится. То же самое – с переговорами. Самая главная ошибка, и она даже страшнее именно в переговорных процессах, нежели в выступлении, – это отсутствие подготовки именно к этой конкретной беседе. Если с публичным выступлением априори понятно, что надо подготовиться, то на переговорах люди думают, что это происходит экспромтом. Мне встречались люди очень «высокого полета», и даже они, зная, что на кону – многомиллионные контракты, совершенно не готовятся к переговорам, считая, что это какая-то импровизация. Никакой импровизации не бывает, всегда нужно знать, что ты скажешь и с кем ты имеешь дело. Плохо, когда люди не выясняют, что это за клиент к ним придет, не заходят на сайт, чтобы посмотреть, какие у компании новости, не уточняют, кто будет на встрече – один оппонент или это групповая встреча, не выясняют, кто принимает решение (потому что это может быть формальная должность, а есть некий «серый кардинал», на которого и надо ориентироваться). Они не готовят аргументы, думая, что в процессе сориентируются. Вот это – самоубийство. И это явление тотально распространено в нашей стране.  С публичными выступлениями, как  я уже сказал, все-таки проще, люди готовятся. Но тоже не всегда правильно: они записывают себя на видео, на диктофон – опять фокусировка на себе: как я выгляжу, что обо мне подумают… Вот мне все равно, что обо мне подумают, у меня есть искренне желание, чтобы аудитория меня поняла, меня волнует только – донес я или не донес информацию, и есть ли резонанс. Поэтому в любой коммуникации главный секрет успеха – это фокусировка на объекте.  С таким человеком и приятно общаться, если он заинтересован, проявляет эмпатию, получает обратную связь. Вот это на самом деле важно.

– А есть какие-то конкретные запросы, с которыми приходят люди к вам на тренинги и кричат: «Доктор, помогите!». Что это за проблемы?

Если это корпоративный формат, и за участников платит компания, там есть некий «шаляй-валяй»: у них нет конкретных требований и проблематики. А когда люди сами за себя заплатили, то, конечно, уже есть осознанность и есть запрос. Это самые стандартные запросы и самые стандартные реплики. Например, в топе: «Доктор, помогите, моя речь – каша-малаша, я хочу научиться структурировать, дайте мне какую-то последовательность». Второе – это: «Я испытываю стресс и неуверенность» (это и в публичных выступлениях, и в аргументации). А дальше уже миллион разных версий тех же самых запросов. Но есть парадокс: то, что нам кажется главной проблемой, по факту таковой не является, и чаще всего дело оказывается абсолютно в другом. И задача любого тренинга или мастер-класса – показать участникам, что на самом деле важно. Вот для чего мы получаем эту обратную связь. Это отрезвляет и показывает, как объективно обстоят дела.

–Как работать с аудиторией, которая требует «набор инструментов» и не хочет учиться?

Есть несколько вариантов: если это тренинговый формат и камерная группа, то тут есть некие тренерские приемы, фишки. И есть даже целая наука, которая это изучает – андрагогика. Педагогика – это работа с детьми, андрагогика – обучение взрослых. И у нее есть разные инструменты: какие-то более жестокие, какие-то – менее. Но если это мастер-класс, я не вижу смысла идти на какое-то преодоление или сопротивление, поэтому мы делаем простой формат, где люди сами инициируют работу. Я придерживаюсь принципа: нужно дать возможность поработать тем, кто реально этого хочет, а не тем, кто хочет отработать свои потраченные деньги,  но в общем и целом активность аудитории всегда очень высокая, и это радует.

– Почему и как решили стать бизнес-тренером, кто вам сказал, что вы молодец, и пора бы этим делиться?

В отрасль бизнес-тренингов не приходят специально. Если анализировать истории успешных (востребованных) тренеров, то там нет таких, кто пришел в эту сферу целенаправленно. Про себя могу сказать, что меня, как бы это пафосно ни звучало, сама жизнь забросила на эту работу, я всегда интересовался темой аргументации. Во-первых, это была моя страсть с самого детства. Это странно, но я мечтал быть адвокатом, юристом, подбирать доводы, которые изменяют мысли жюри присяжных. Во-вторых, у меня была любопытная педагогическая практика в институте. Я тогда работал в школе, на бескорыстных началах, и меня это очень заряжало. Потом получилось так, что я пришел в продажи, работал простым торговым представителем, и как-то мне, ссылаясь на то, что я учусь в аспирантуре, хорошо разговариваю, имею юридическое и филологическое образование,  предложили поделиться своими знаниями, прочитать лекцию или какой-то рассказ про продукт. Вот так впервые я понял, что такое формат обучения в краткосрочном режиме. Так все закрутилось. И я быстро прошел карьерную лестницу от торгового представителя до руководителя. Это было время интенсивной учебы всем тренерским навыкам. Потом эта сфера меня крепко схватила и не отпускает до сих пор. И теперь я уже не понимаю, что еще могу делать, кроме этого.

– Однажды вы сказали, что счастье и успех не взаимозависимы. Успех можно измерить конкретными достижениями. А счастье?

Иногда мы видим человека и абсолютно иррационально говорим: «У него горят глаза». Вот это маркер счастья. Это может делать каждый человек без специальной подготовки, это тот удивительный маркер, который на уровне подкорки нам подарила природа. Мы можем по-разному это называть: уровень энергетики, темпоритм и прочее. Это все ерунда. Не в терминах суть. Как измерить счастье? Это сиюминутное мгновение (потому что нельзя быть счастливым все время), когда искрятся глаза, когда активнее бьется сердце. Тот момент, который ты потом вспоминаешь с теплотой. Поэтому его не нужно мерить. Когда мы пытаемся как-то измерять или классифицировать счастье, оно сразу исчезает. Поэтому давайте оставим счастье на индивидуальное восприятие каждого человека.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.