Новосибирск стал регионом с самой быстрорастущей ипотекой
Новосибирская область вошла в топ-10 российских регионов по приросту объемов выдачи ипотечных кредитов в абсолютных показателях в период с января по май 2017 г., сообщили аналитики.
Как рассказала руководитель дирекции ипотечного кредитования банка «Российский капитал» Елена Рожнёва, специалисты финучреждения проанализировали опубликованные Банком России данные по объемам выданной в стране ипотеки за I полугодие 2017 г. За этот период рынок ипотечного кредитования в РФ, по их данным, вырос на 108,465 млрд руб. (+16,3%) по сравнению с тем же периодом 2016 г.
Как отмечают аналитики, в 2017 г. рост объемов ипотечного кредитования оказался более поступательным, тогда как в I полугодии 2016 г. был зафиксирован резкий подъем рынка ипотеки на 44,7%. Нестандартный всплеск активности на этом рынке в первой половине прошлого года связывают с планами прекращения программы господдержки в марте 2016 г., но она была продлена до конца 2016 г.
Проанализировав данные по Новосибирской области, аналитики пришли к выводу, что она вошла в топ-10 российских регионов по приросту объемов выдачи ипотеки в абсолютных показателях с января по май 2017 г. Результат по сравнению с 2016 г. увеличился на 2,08 млрд руб. — до 14,275 млрд руб. Относительно средних суммы и срока ипотечного кредита в «Российском капитале» в 2016 г. средняя стоимость ипотеки составляла 2,25 млн руб., а в I полугодии 2017 г. — 1,96 млн руб.; средний срок — 207 месяцев в 2016 г. и 213 в I полугодии 2017 г. По Новосибирскому филиалу аналитики сообщают такие данные: средние суммы за 2016 г. и I полугодие 2017 г. составили 1,99 млн руб. и 1,83 млн руб. соответственно; средний срок за 2016 г. и I полугодие 2017 г. — 218 и 222 месяцев соответственно.
Также, по информации специалистов, в I полугодии 2017 г. интерес к ипотеке под залог прав требований по ДДУ был ниже, что они связали с окончанием госпрограммы субсидирования ипотечной ставки в декабре 2016 г. и снижением банками процентных ставок по ипотеке на приобретение готовой недвижимости. В итоге в I полугодии 2017 г. объемы выдачи ипотеки под залог строящегося жилья удалось нарастить лишь на 1,6%. Например, по новосибирскому филиалу банка «Российский капитал» объем ипотечных кредитов на вторичную недвижимость явно превышает «первичку» (и эта разница растет, рассказали аналитики): в 2016 г. — 199,1 и 113,3 млн руб., в 2017 г. — 380,8 и 114,1 млн руб. для вторичной и первичной недвижимости соответственно.
«Средневзвешенная ставка по кредитам, выданным в июне текущего года составила 10,7%, а по кредитам, выданным в I полугодии 2017 г. — 11,1%. В начале августа банк «Российский капитал» в очередной раз в этом году снизил ставки по собственным программам ипотечного кредитования. Снижение банками ставок стимулирует спрос на ипотеку, в частности делает актуальной тему рефинансирования ранее взятых кредитов», — отметила Елена Рожнёва.
Основным трендом ипотечного рынка 2017 г. эксперты называют рефинансирование, объем которого по итогам I полугодия 2017 г., согласно оценкам банка «Российский капитал», составил порядка 35 млрд руб., или 4,5% доли ипотечного рынка.
Как считает Елена Рожнёва, главным драйвером рефинансирования является желание клиента снизить свои платежи по кредиту, уменьшив процентную ставку, а учитывая то, что разница между ставками 2008-2016 гг. и 2017 г. более 1,5% и она имеет тенденцию к увеличению, то потенциал данного продукта большой, и в обозримом будущем может по объемам сравниться с выдачей кредитов на покупку «вторички». Более того, как говорят специалисты, продукт по рефинансированию ипотеки трансформировался, и ведущие игроки предлагают его улучшенный вариант, когда помимо ипотеки можно рефинансировать и другие кредитные обязательства или взять дополнительные деньги наличными.
Сейчас сделка по рефинансированию ипотечного кредита достаточно сложна, предупреждают аналитики, и влечет за собой определенные расходы клиента и большое количество временнЫх затрат. В то же время, по их мнению, нельзя сказать, что данные обстоятельства сильно тормозят рынок: продукт развивается, спрос на него растет, количество довольных клиентов — тоже.