Новосибирские бизнесмены рассказали, куда прячут деньги
Бизнесмены и топ‑менеджеры рассказали «ДК» о том, как они обеспечивают свою финансовую безопасность и какие инвестиционные возможности их привлекают.
Рынки валют и ценных бумаг в последнее время проходят через крутые виражи. Правильный выбор стратегии личного инвестирования для многих становится задачей №1.
«На днях разговорились с собственником одной из ювелирных сетей. В последнее время у него настолько выросли продажи золотых изделий, что он задумался как же лучше сохранить деньги. Просит совета — во что инвестировать. Я попробовал пошутить: «Человеку «с улицы» сказал бы, что инвестируйте в золото или в недвижимость, а вам даже не знаю, остается в недвижимость», —
рассказывает владелец компании «Назаров и Партнеры. Коммерческая недвижимость» Александр Назаров.
Рецепты диверсификации вложений
«ДК» поинтересовался у новосибирских предпринимателей и топ‑менеджеров их рецептами поддержания своего «финансового здоровья». Оказалось, что, например, вице‑президент МАРП Владимир Женов из классических финансовых инструментов для сохранения средств использует банковские депозиты.
«Все вклады у меня в российских банках. За рубежом счетов нет, поскольку я уверен в надежности российской банковской системы. 60% своих сбережений храню в рублях, 40% — в различных видах валюты, не только в долларах и евро. Однако всем, кто делает банковские вклады, рекомендую следить за финансовым состоянием банков», —
говорит он.
А управляющий Сибирского филиала Промсвязьбанка Константин Каменщиков для себя инвестиционной стратегией настоящего времени избрал сохранение устойчивости. Как он объясняет, для этого нужно максимально диверсифицировать вложения. Например, по 30% от всего капитала разместить в виде рублевых, долларовых и евродепозитов. Оставшиеся 10% можно разместить в виде швейцарских франков и английских фунтов стерлингов.
Вадим Сухарев, инвестор проектов ЖК «Бавария» и ЖК «Оазис» рассказывает, что в этом году существенно снизил долю банковских депозитов в своем инвестиционном портфеле.
«Непонятно, кому сейчас можно доверять. Проверенные банки дают довольно низкий процент. Для меня контролируемые компании — более понятный инструмент сбережения, нежели банк».
По его словам, небольшую часть средств рискнул вложить в фондовый рынок. Но пока результатами эксперимента не очень доволен:
«Если честно, хорошего финансового результата не ощущается».
В VIP‑зоне становится тесно
За последние годы 11 банков заявили о выходе на рынок услуг private banking в Новосибирске. В зависимости от банка доступ к этой услуге можно получить, разместив на депозите от 1,5 млн руб. до $1 млн. По мнению директора дополнительного офиса «Николаевский» ВТБ24 Андрея Гусева*, диапазон неоправданно широкий. Он считает, что услуги private banking наиболее востребованы и полезны для людей со свободными активами от $1 млн, а одна из ключевых особенностей сегмента — создание индивидуально настроенных под клиента инвестиционных решений.
Андрей Гусев* говорит, что стоимость ликвидных активов клиентов private banking прирастает на 25–30% в год. По его словам, 10–12% годовых в валюте — вполне реальная доходность для клиентов сегмента private banking, обладающих достаточным опытом принятия инвестиционных решений.
Как говорит старший вице‑президент, руководитель блока Private Banking НОМОС‑БАНКа Алина Назарова, private banking в России имеет большой потенциал для роста. По мнению Олеси Некрасовой, регионального управляющего директора по работе с состоятельными клиентами БКС Ультима, в российских городах‑миллионниках, в том числе Новосибирске, услугами private banking пока охвачено лишь порядка 10% потенциальных клиентов. Именно за счёт таких «неохваченных» персональными услугами VIP‑клиентов и будет прирастать рынок.
Недвижимость и собственный бизнес привлекают сильнее
В отличие от private banking, услуги, например негосударственных пенсионных фондов доступны и тем, чьи инвестиции скромнее. Но в любом случае встает вопрос личного доверия к финансовым институтам.
В прошлом году в Новосибирской области более 244 тыс. человек перевели свои средства из Пенсионного фонда России в НПФ, а еще 6,2 тыс. человек доверили пенсионные накопления управляющим компаниям.
Но многие новосибирцы все равно не решились доверить средства НПФ.
«Для меня эти организации не совсем прозрачны», —
говорит управляющий партнер компании В`ДА Ольга Лисиенко. Более надежными ей представляются инвестиции в недвижимость.
«Я приобрела с инвестиционными целями квартиру, сдаю ее в аренду. Думаю, именно рента от недвижимости станет моей «прибавкой к пенсии», —
объясняет она.
Генеральный директор компании «Сибакадемстрой Недвижимость» Владимир Голованов считает, что самым доходным инструментом по‑прежнему является покупка строящейся недвижимости. По его наблюдениям, около 30% однокомнатных квартир и квартир‑студий покупают с целью вложения средств.
Но и такие инвестиции могут в скором времени стать неактуальными.
«Дело в том, что 60% всего строящегося жилья сегодня — это однокомнатные квартиры и студии. Через 2–3 года у нас наступит кризис перепроизводства данного товара — их станет слишком много и, как следствие, цены рухнут. Просторные квартиры, напротив, становятся дефицитом», —
полагает Владимир Голованов.
Среди опрошенных «ДК» предпринимателей многие утверждают, что большую часть средств инвестируют в бизнес.
«У меня по‑другому и не может быть. Медицина — такая сфера, где вложения требуются постоянно, а оборудование стоит дорого»,—
объясняет директор частной поликлиники СМИТРА Петр Смиренко.
В этом он не одинок. Большая часть средств, например, инвестора ЖК «Бавария» и ЖК «Оазис» Вадима Сухарева тоже вложена в бизнес. Причем преимущественно это бизнес в сфере недвижимости. Он считает вложения в недвижимость оптимальными по соотношению рисков и доходности (свыше 15% годовых против, например, максимум 10% по банковским депозитам).
Мария Башутина, Екатерина Соснина, Дмитрий Сердцев
* - выполняет функции иностранного агента