Вера Маневич: Потребность в новом персонале у бизнеса снизилась
Руководитель обособленного подразделения Coleman Services в Новосибирске обрисовала ситуацию на рынке труда и дала прогноз на будущее.
Вера, какие тенденции сейчас наблюдаются на новосибирском рынке труда?
– На мой взгляд, ситуация на рынке труда смещается в сторону сосредоточенности на качестве и оптимизации, причем это можно наблюдать как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей.
В частности, компании стремятся оптимизировать расходы, прибегая к разным инструментам – от уменьшения бюджета на покупку канцелярии до сокращения штата. В последнем случае стараются оставить лучших, самых профессиональных, трудоспособных и гибких.
Кандидаты, в свою очередь, с некоторой настороженностью рассматривают новые проекты и вакансии. Вероятно, это связано с опасениями остаться вообще без работы в неспокойное время.
Есть ли дефицит кадров на рынке труда? Или в текущей ситуации предложение превышает спрос?
– Если рассматривать спрос как количество резюме, а предложение – как количество открытых вакансий, то, на мой взгляд, уровень спроса гораздо выше уровня предложения, как по России, так и в нашем регионе. Думаю, это связано и с сокращениями, и с желанием людей найти более надёжную компанию. Рисуя портрет идеального работодателя, кандидаты говорят об официальном трудоустройстве, компенсациях и других прелестях возможного соцпакета.
Стоит отметить, что потребность в персонале у работодателей в первом квартале 2015 года несколько ниже, чем в аналогичном периоде за последние несколько лет. Более того, впереди лето, а в нашем бизнесе есть определённая сезонность из-за возможных отпусков руководителей HR-департаментов и людей, принимающих решения. Поэтому ситуация на рынке труда летом будет достаточно спокойной. В начале осени прогнозируем небольшое оживление, хотя это во многом зависит от работодателей, а их бизнес, в свою очередь, от ситуации в стране и мире.
Какие HR-услуги сейчас наиболее востребованы бизнесом и почему?
– Я бы выделила несколько основных:
· аутплейсмент – широкая линейка услуг по консультированию при увольнении персонала.
· аудит кадрового делопроизводства – очень актуален в связи с увеличением возможных штрафов и санкций для компаний. Здесь стоит сказать, что Coleman Services на ограниченное время предлагает проведение экспресс-аудита бесплатно.
· аутсорсинг – как персонала, так и какой-либо отдельной функции бизнеса, например, расчёта заработной платы или ведения воинского учёта. Данное направление актуально, как никогда, в связи с желанием заказчиков оптимизировать свой бизнес и сконцентрироваться на основной деятельности.
Что можно посоветовать работодателям и соискателям в экономически сложный период? Сейчас многие говорят о выгоде «домашнего», а не офисного формата работы. Так ли много он позволяет сэкономить и сотрудникам, и работодателям?– Лучшая рекомендация – не паниковать. Если смотреть глобально, то Россия справляется с негативными последствиями санкций, а значит, работать можно. Более того, работать нужно ещё лучше, ещё больше, ещё качественнее, так как кризис – это всегда новые возможности (и именно этот принцип исповедуется в нашей компании).
Многие компании также внедряют новые подходы: например, для каких-то сфер бизнеса переход на home office может быть актуален, а для каких-то нет. В общем, на любой процесс оптимизации надо смотреть комплексно и многогранно.
Изменилось ли в период кризиса трудовое законодательство? Если да, то как?– Последние важные изменения вступили в силу с 01.01.2015 года. В частности, значительно ужесточена административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства и норм охраны труда: усилена ответственность работодателя и сотрудников, ведущих работу с персоналом. Также легализована выдача трудовой книжки работнику в период его работы. Вступили в силу изменения для работы иностранцев (подробно можно прочитать здесь - http://www.coleman.ru/publikatsii/osobennosti-trudovoj-dejatelnosti-inostrancev-i-li) и изменились правила уплаты НДФЛ для иностранных сотрудников.
И еще один актуальный на данный момент вопрос, который задают себе многие бизнесмены: стоит ли обращаться за помощью к HR-специалисту на аутсорсинге? Или все сложные вопросы способен решить штатный сотрудник?
– Что такое аутсорсинг? Это использование ресурсов, знаний и налаженной инфраструктуры внешнего поставщика (провайдера) для организации собственных бизнес-процессов и решения бизнес-задач компании.
Конечно, внешний провайдер подойдет не всем и не всегда, но свои плюсы это решение имеет: например, можно обойти существующие ограничения, если размер штатного расписания не позволяет достаточно эффективно вести работу по проекту или направлению.
Как правило, на аутсорсинг отдаются направления, обеспечивающие функционирование основных бизнес-процессов компании по созданию продукта/услуги (сопровождение договоров, организация закупок, обслуживание зданий и оборудования и т. п.).
Не стоит забывать, что провайдер – это эксперт в своем деле. Он специализируется на выполнении той или иной функции, аккумулирует зарекомендовавшие себя практики, а также пристально следит за инновациями и изменениями в этой сфере. Кроме того, провайдер несет полную ответственность за выполнение работ по аутсорсингу, и это четко прописывается в договоре. Заказчик отвечает только за предоставление достоверной информации по операциям или действиям сотрудников.