«Вы открыли свое дело: чему нужно срочно научиться и где это сделать эффективнее?» Часть 2
Директор ГК «ТОП-Консалтинг», консультант, бизнес-тренер, коуч Елена Жилина — В прошлый раз мы рассмотрели пять моментов, которым необходимо уделять внимание начинающим предпринимателям: уп
Директор ГК «ТОП-Консалтинг», консультант,
бизнес-тренер, коуч Елена Жилина
— В прошлый раз мы рассмотрели пять моментов, которым необходимо уделять внимание начинающим предпринимателям: управление начинающим бизнесом, инвестиции, аренда, инвестиции и финансы, налоги. Сегодня — остальное:
6. Кадры. Команда делает ваш бизнес. Профессиональные навыки, безусловно, являются определяющими при найме работника. Не забывайте составлять с членами вашей команды трудовой договор, заполнять трудовую книжку и соблюдать все нормы трудового законодательства — в целях профилактики трудовых конфликтов — отпуска, больничные, страхование и другое. Однако про интересы своего бизнеса из страха перед ТК РФ не следует забывать. Сегодня на первый план выходят не IQ (коэффициент интеллекта), а EQ (эмоциональный коэффициент) и VQ (коэффициент жизненной энергии). Люди стали универсальнее, получают одно образование, работают в другой сфере, свободнее меняют места работы, не зациклены на зарабатывании стажа на одном месте, не обладают яркой приверженностью к одному работодателю. Поэтому и задача начинающего бизнесмена не обеспечить 8 часов труда любыми способами, а создать такую команду, которая сможет жить и работать в режиме многозадачности и быстро изменяющихся условий работы, которая с удовольствием будет зарабатывать деньги для вас и для себя. Ищите тех людей, которые обладают высоким уровнем мотивации в вашем бизнесе, у которых низкий порог конфликтности и адекватная самооценка. Конфликты, обиды, внутренне коллективное напряжение способны загубить любое интересное бизнес-начинание. Лучше всего, если на входе вы будете заключать с работником 3 документа (TИM — от англ. team — команда)):
- Т-план (трудовой план) пакет по ТК РФ (см.выше), где прописывается рабочий режим, заработная плата, льготы и иное, необходимое для соблюдения правил ТК РФ;
- И-план — индивидуальный план развития сотрудника (ИПР) — где будут указаны все приоритетные пункты, необходимые для совместного роста сотрудника и вашего бизнеса;
- М-план — мотивационный план, в котором будет описываться мотивационная карта вашего коллектива.
Удивительно, но часто деньги не самый главный фактор в построении мотивации сотрудников. И, одновременно, сотрудники не всегда понимают, что они получают бонусы от работодателя. Сделайте ваше общение с сотрудником наглядным. Оплатили ДМС (добровольное медицинское страхование) – внесли в план. Свободный график работы — внесли в мотивационный план. Возможность «отпроситься» по личным обстоятельствам — например, не более 2 раз в месяц — внесли в мотивационный план. Тренинги и дополнительное обучение — внесли в план. Материальная помощь, бонусы, проценты от продаж, проценты от прибыли — все должно быть прописано. Не оставляйте ни одного пункта вне бумаги! Пусть такая работа кажется вам не совсем необходимой — время показывает, что чем прозрачнее отношения работника и работодателя, тем они продуктивнее и долговременнее. А текучка кадров — один из самых сложных моментов любого начинающегося бизнеса. Займитесь профилактикой текучки прямо со входа в свой бизнес — и ваш труд откликнется отличной командой и новыми победами в бизнесе.
Отдельное время следует отвести проблеме охраны труда, если у вас сложное производство. До тех пор, пока нет собственного инспектора по охране труда, обязательно следует посетить инспекцию по труду и получить бесплатную консультацию на предмет того, что следует выполнить на вашем производстве. Лучше вы потратите свое время и получите новые знания по данному вопросу, чем впоследствии будете оплачивать больничный и компенсации за причинный производством вред здоровью работнику.
7. Маркетинг. Сегодняшний маркетинг и маркетинг начала века — это разница в 18 лет и совершенно новые технологии. Если раньше работали объявления на подъездах, маленькие баннеры в бесплатных газетах, реклама на радио и ТВ, то сейчас, в своем большинстве, все заменили социальные сети. И даже собственный сайт уже не всегда необходим. Как продавать при минимальном рекламном бюджете? Сегодня продажа — это пероснифицированная работа с покупателем. Покупатель сам делает образ продавца — выкладывая ваш товар или услугу в своем аккаунте, подписваясь на ваши обновления, ставя «лайки» и комментируя ваши новости. Масса информации, как продвигать свои товары и услуги в интернете — можно посетить и посмотреть бесплатные ресурсы, а можно посетить специализированные курсы и он-лайн школы по продвижению в соц.сетях. До тех пор, пока ваш новый бизнес не обретет поклонников в интернете, вы обречены на отсутствие узнавания. Поэтому маркетинг сегодня начинается с соц.сетей. Более того, часто продвижение нового бизнеса легче делать с личного аккаунта, чем с бизнес-страницы или сайта.
Однако формат вам в любом случае поможет выбрать человек, который специализируется на этом, равно как и выдать вам первичные рекомендации за небольшие деньги: с чего начать, как оформить, какие ресурсы задействовать. Не бойтесь публиковаться! Посещайте экспертные площадки, выкладывайте свои посты и комментарии, организуйте сообщества, акции, марафоны, задавайте вопросы — вовлекайте в коллектив своих подписчиков наибольшее количество людей, заинтересованных в информации о вашем бизнесе. Возможно, вам придется найти хорошего фотографа, потому что аккаунт — это в первую очередь красивая картинка, качественная и отфильтрованная. А если эта картинка будет сопровождаться интересной информацией — рост подписчиков вам обеспечен. А значит, и рост продаж. И, конечно, маркетинговый план тоже не помешает. Запланируйте мероприятия по продвижению вашего бизнеса на неделю, месяц, квартал, год — сразу будет понятен и объем и расходы.
8. Личностные навыки начинающего бизнесмена. Когда люди начинают свое дело, главный ресурс, нехватка которого ощущается в первую очередь — это время. 24 часов в сутках не хватает на то, чтобы быстро запустить все запланированное.
- Первый навык — начиная свое дело следует, в первую очередь, научиться азам тайм-менедмента. Планирование своего времени и действий поможет не только избежать хаоса в делах, но и ускорить результаты любого начинания. Основоположник тайм-менджмента в нашей стране — Глеб Архангельский, его книги и статьи позволят вам найти «свои» лайфхаки, основу вашего режима бизнес-дня.
- Второй навык — это осознание того, что 100% ответственности за исход дела лежит лично на вас. Только вы — законодатель моды в вашем личном бизнесе и только вам отвечать за то, что в нем происходит — и хорошее, и плохое. Поэтому такие эмоциональные «инструменты», как грусть, обида, злость, гнев, раздражение — следует исключить, к вопросу подходить только с точки зрения рациональности и пользы для вашего дела. Чем выше ваша эмоциональная энергия, чем ответственнее вы подходите ко всем организационным вопросам, тем легче вам будет заниматься этим.
- Третий навык бизнесмена — целеполагание — на длинные и короткие расстояния. Этот навык будет полезен не только вам, но и при постановке вами задач вашей команде. Если ваша цель — заработать максимальное количество денег — команда за вами не пойдет. Да и вы сами после очередного миллиона поймете, что эта цель совсем не то, чего вам хотелось бы в жизни. Простройте свой жизненный график из больших и маленьких целей — и эта картина заиграет совсем другими красками. Например, большая цель — должна быть красивой и амбициозной — стать самым модным салоном красоты в городе. Маленькие цели — комфортная среда для приложения своих бизнес-навыков, формирование интересной команды, регулярное посещение отраслевых мероприятий, победа в региональной выставке и так далее. Шагать от цели к цели гораздо интереснее и продуктивнее, чем гнаться за очередной тысячью рублей.
- Четвертый навык — это саморазвитие. Ни один из бизнесменов не остается на том же месте, где был при входе. Деловая литература, статьи, общение с поставщиками, партнерами, экспертами, коллегами, посещение выставок, семинаров, конференций — все усилия следует направлять на то, чтобы стать высочайшим профессионалом не только в своей отрасли, но и в менеджерском искусстве — в управлении.
- Пятый навык — коммуникации и окружение. Сегодняшняя молодежь, в своем большинстве, имеет выше коммуникационные навыки, чем поколение 70-х, например. Поэтому молодым людям легче находить контакты и завязывать знакомства в своей отрасли. Однако это не дает повода расслабляться и оставаться в одиночестве любому, кто пробует начать свое дело. Общаться придется очень много — с контролирующими органами, с органами муниципальной власти, с приглашенными экспертами — бухгалтерами, юристами, аудиторами, оценщиками, нанимать — а значит интервьюировать — персонал, писать ответы на запросы — и так далее. Поэтому прокачивать свои коммуникационные навыки нужно постоянно. Интернет позволяет это делать быстро и не выходя из дома. Вебинары, марафоны, блоги, различные площадки — все можно пускать в дело, оттачивая свое коммуникационное мастерство. Возможно, придется подравнять свою самооценку. Возможно, подкорректировать навыки письма или публичного выступления. Возможно, заняться своим эмоциональным интеллектом — научиться работать со своим эмоциональным фоном, гасить негатив и работать с возражениями. Что следует подкорректировать — каждый знает про себя сам. Но то, что остаться на том же уровне, как было раньше, не получится — это факт. Иначе более продвинутые конкуренты выдавят вас из вашей ниши на рынке очень быстро. Не теряйте время зря.
-
Шестой навык — делегирование. Главная ошибка начинающих бизнесменов — за все хвататься самому. И ничего не успевать. Чем раньше вы освоите навык делегирования и контроля за выполнением ваших поручений — тем быстрее сдвинете телегу своего молодого бизнеса с места. Делегировать тоже нужно уметь правильно. Задания должны быть:
а) реальными
б) исчисляемыми
в) срочными — т.е. с указанием сроков
г) экологичными — без ущемления интересов и надрыва.
Как отвечала главная героиня фильма «Москва слезам не верит» на вопрос «А как вы справляетесь с 3000 людьми на заводе???» — «Трудно с тремя. А если ты научишься управляться с тремя — дальше уже число не имеет значение».
9. Жизненная энергия и бизнес. 20 лет назад главным навыком в бизнесе была самодисциплина и самомотивация. Люди в бизнесе старались делать все быстро, с максимальным охватом, форсируя деятельность и результаты. И страна получила поколение хронически уставших и профессионально выгоревших людей. Сегодня на первый план выходят иные качества и вопросы. Осознанность. Вовлеченность. Здоровый образ жизни. Стрессоустойчивость. Коммуникабельность. Баланс работы и жизни. И в итоге — полноценная успешная личность. Кому нужен богатый бизнесмен, у которого к 35 годам все есть, но он настолько устал от жизни, что ему уже ничего не нужно, как древнему старику? Зачем нужен такой бизнес, который выжигает человека изнутри? Разве можно ставить на одну чашу весов материальные блага и хроническое безразличие, а на другую внутреннее ощущение счастья и полноценной гармонии? Лучше, если все это будет вместе — дополнять друг дуга. Все меньше приверженцев этого устаревшего подхода загонять себя в угол некомфортного богатого — не жизни — существования. Поэтому к вопросу потери жизненной энергии следует подходить сразу, встав на рельсы построения бизнеса. И жить по принципу — «лучше меньше, да лучше», не выжигая себя ненужными нагрузками. Как составить свой график полноценной жизни в новом бизнесе? Можно применить коучинговый подход и нарисовать колесо баланса.
Где центр — это «0», а последний виток — «10». Честно ответить себе на вопрос — на каком этапе сейчас мой пункт? И расставить свои цифры по сферам жизни — Здоровье, финансы, саморазвитие, окружение, досуг/ хобби, карьера/работа, дом/комфорт, семья/дети. Те сферы, которые «провисают», следует подтягивать до наиболее высокого уровня. Подумайте, как это сделать, что или кого подключить. Если не получается самостоятельно — обращайтесь к психологам, коучам, консультантам. Потому что, входя в бизнес, вы про эти пункты вообще забудете и это негативно отразится в дальнейшем на всем, включая ваш бизнес. Те сферы, которые в порядке, близки к 10, можно не корректировать, но нельзя упускать из виду. Полноценное соотношение всех сфер жизни человека дает гармонию, держит жизненную энергию в тонусе, который и позволит состояться вам и в бизнесе, и в жизни, и в отношениях.
10. Бизнес — это интерес. Вы сможете состояться только в том деле, которое вам, действительно, интересно. Выбирая дело по душе, нужно понимать, что у любого дела есть масса подводных камней, которые не видны в самом начале. И только по-настоящему вовлеченные в свое дело люди остаются на плаву. Следует понимать, что будут и взлеты, и падения. И маленькие победы? и большие провалы. Потому что только сидя на диване вы можете ощущать себя в полной стабильности. А начиная новое дело, говорить о стабильности получится, только минуя определенное время и усилия. Задумываясь над новым бизнесом, ответьте себе честно — это действительно то дело, на которое я готов потратить годы и сделать шаг из зоны своего комфорта? И если ответ положительный — приступайте. Ваш интерес будет вести вас через все преграды. Успехов!