Вячеслав Ананьев: «Мы очень слабое общество в вопросах цифровизации»
Чтобы строить цифровую экономику, нужно ликвидировать информационную безграмотность, уверен гендиректор «ДатаИст» — компании, создающей технологии для решения множества бизнес- и социальных задач.
В прошлом году новинкой для Новосибирска стала разработка приложения «Ритуал», помогающая горожанам получать необходимую информацию о захоронениях.
«ДатаИст» в течение шести лет сотрудничает с мэрией в создании муниципальной геоинформационной системы «Мой Новосибирск», каждый год в ее составе появляются новые компоненты, закрывающие потребности какого-либо из департаментов. Создание геоинформационной системы для управления ритуальных услуг было инициативой управления потребительского рынка.
Разработать и заработать — что первичнее?
Главной задачей от мэрии была разработка информационной системы для организации ритуального хозяйства на высоком уровне, обеспечивающая комплексную автоматизацию процессов работы с захоронениями и участками на городских кладбищах. Но при реализации этого проекта в составе системы «Мой Новосибирск» своеобразным бонусом стало появление мобильного и веб-приложения «Ритуал», направленных на помощь жителям, которые хотят легко находить захоронения своих близких.
В чем суть глобальной разработки, связанной с организацией ритуального хозяйства, что она изменила, чем стала полезной для города?
— Суть — во внедрении современных информационных и геоинформационных технологий в работу городской администрации с захоронениями для автоматизации и ускорения процессов.
«Ритуал» — это многокомпонентная информационная система, помогающая работникам муниципальных учреждений и организаций, связанных с ритуальным хозяйством, правильно организовывать пространство на кладбищах, полностью вести базу данных всех захоронений и создавать удобный документооборот, необходимый для процесса захоронения, начиная от обращения гражданина до получения документа на проведение похорон на конкретном участке.
Система состоит из двух контуров: служебного (скрытого) и открытого, публичного. В дальнейшем мы планируем развивать обе части — и «видимую», и «скрытую», обеспечивая дополнительными возможностями приложения и для специалистов, и для жителей города, причем не только нашего — эту разработку можно тиражировать на любые муниципалитеты.
Та часть, которая создана для служебного пользования, конечно, будет развиваться в зависимости от потребностей сотрудников МУПов, а публичная часть будет прежде всего зависеть от наращивания архивных данных. Кроме того, в приложении появится и информация о состоянии захоронений.
Также в ближайшее время, к 9 Мая, добавится информация о захоронениях ветеранов войны и труда, которые будут отмечены специальным символом, станут доступны для всех граждан и, наверное, хозяйственные службы в связи с этим отнесутся к ним с повышенным вниманием.
Кроме того, мы получили множество запросов из Израиля и Германии на локализацию мобильного приложения на языки этих государств, потому что, оказывается, в Новосибирской области похоронено очень много родных и близких граждан этих стран.
Это же огромный пласт работы…
— Муниципальная геоинформационная система — это вообще большой конгломерат различных модулей, которые работают с геоданными — все объекты на территории города, имеющие пространственную привязку, управляются этой системой. Таких модулей много, и «Ритуал» является одним из них. Преимущество такой комплексной геоинформационной системы в том, что каждый из модулей-компонентов не абстрактно «висит в воздухе», а базируется на общей инфраструктуре пространственных данных, общей интеграционной платформе, хотя и призван решать конкретные задачи. Поэтому информация, которая собирается в каждом из модулей, доступна служащим всех департаментов и тем, кому по служебной необходимости позволено получать эту информацию.
К тому же, важно то, что она интегрирована в единую информационную систему мэрии, включая систему документооборота. Это позволяет легко и быстро получить необходимый отчет, отправить его дальше интересующимся руководителям и так далее. То есть это мощная информационная система — пожалуй, одна из крупнейших в России, на уровне московской.
Она также обладает таким преимуществом, как масштабируемость и расширяемость, она развиваема — без каких-то серьезных потрясений для уже существующих модулей можно добавлять новые, разрабатывать и аккуратно складывать, как кирпичики, в эту систему, наделяя ее новыми возможностями. Но главное, что такая система управления городским хозяйством решает важнейшую задачу муниципального управления — обеспечивает мэрию мощной платформой для организации взаимодействия с гражданами и позволяет информировать жителей об объектах и процессах на территории города, причем своевременно, моментально, «на лету», что при отсутствии комплексной информационной системы попросту невозможно.
А как происходит взаимодействие с мэрией с точки зрения бизнеса, чем вам это выгодно?
— Для нас это сотрудничество многогранно. Создавая платформу, мы наращиваем собственные компетенции, а также имеем возможность развивать наши коробочные решения. За ту часть, которую мы направляем на развитие наших коробочных решений, мэрия, конечно, не платит. А платит за то, что в рамках некой технической поддержки получает обновленные версии наших решений, и эти версии уже содержат новый функционал, который пригождается не только существующим модулям, но и для создания новых.
Это пример удачного государственно-частного партнерства: мэрия ставит перед нами задачи, а мы разрабатываем такой софт, который способен решать эти задачи не только для мэрии Новосибирска, но и для других пользователей.
Конечно, это не отменяет ту часть работы, которая связана с определенным модулем непосредственно для конкретного департамента мэрии. Это адаптация программного обеспечения под набор конкретных задач. Она выполняется за деньги, но они несравнимо меньше, чем разработка новой системы с нуля, поэтому всем выгодно работать по такой схеме.
Преимущество долгосрочного сотрудничества как раз заключается в том, что мэрия в значительной мере экономит средства на развитие собственной информационной системы, а мы получаем живую потребность и задачи, которые потом реализуем в нашем программном обеспечении.
Это результат той технологической деятельности, которую мы ведем постоянно, но применимость этих технологических новинок уже заведомо известна. То есть нам говорят — хорошо бы, чтобы новая система решала такие-то задачи, а мы уже смотрим, какие новации нужно внедрить в нашу платформу, чтобы она справилась с этими задачами.
Здесь важно то, что мы не наугад идем на рынок, дескать, вот идея, давайте посмотрим, получит ли она спрос на реальном рынке — нет, мы знаем, что спрос существует, и мы подгоняем наше решение под существующий спрос. Это для нас упрощенный маркетинговый поиск будущего потребителя.
Понимая, что многие задачи типовые, мы делаем наш софт адаптируемым для других муниципалитетов.
Какова средняя цифра инвестиций в такую разработку?
— В основе такой информационной системы лежит наше серверное решение, общие инвестиции в которое сейчас составляют больше 5 млн руб. в год (уже на протяжении последних 10 лет). Про окупаемость здесь говорить трудно, далеко не всегда технологические инновации окупаются. По крайней мере, на сегодняшнем этапе нельзя сказать, что все наши инновационные решения хорошо сработали и принесли прибыль. Это предпринимательские риски, которые мы несем всегда. Но мы несем их с определенным умыслом: во-первых, это важно с точки зрения того, чтобы просто быть на пике технологий, во-вторых, нам обязательно нужно, чтобы наши разработчики развивались, чтобы им было интересно, чтобы они творили, шли в прогрессивном порыве. Это очень важная составляющая, потому что, если мы уберем работу по созданию собственных продуктов и вывод их на рынок, это сделает наш бизнес довольно примитивным и однобоким.
Мир меняется, конкуренты не дремлют, можно опоздать с выводом продукта, можно просто промахнуться, не попасть в целевую аудиторию. Мы к этому готовы. Не то чтобы мы готовы рисковать большими суммами, но понимаем, что целенаправленная работа по развитию технологий требует затрат.
Информационная безграмотность как стоп-фактор
Вячеслав Ананьев уверен, что информация правит миром, и умение ее добывать, с ней обращаться и использовать в нужный момент — ключевой навык выживания и развития в стремительно изменяющихся условиях. Но как ликвидировать эту инфо-безграмотность?
Развитие технологий сейчас продиктовано еще и тем, что мы строим цифровую экономику…
— Мое сегодняшнее впечатление от строительства цифровой экономики в нашем государстве такое: мы очень слабое общество в вопросах цифровизации, безграмотное. Нам надо сначала ликвидировать безграмотность в основной массе, а потом, на базе образованного уже общества, строить цифровую экономику.
Потому что сейчас это выглядит странным, это все равно, что мы Бабе Яге вместо ступы и помела предлагаем воспользоваться дроном.
Сейчас у нас в плане цифровизации более или менее хорошо работают и продвигаются некоторые госуслуги. А если говорить о серьезных информационно-аналитических системах, о системных комплексах автоматизированного проектирования, системах моделирования и поддержки принятия решения, тут мы очень сильно отстаем в потреблении от развитых рынков, причем прежде всего с точки зрения готовности основной массы работников пользоваться цифровой технологией в своей повседневной профессиональной деятельности.
И до сих пор в некоторых производственных и бизнес-процессах мы просто не понимаем, что такое цифра. Недавно встречал в сети обсуждение, как организована подача документов в электронном виде в Арбитражный суд — это создание нескольких цифровых копий для каждого из участников судебного разбирательства, чтобы потом их можно было распечатать! В чем смысл? Беда в том, что для некоторых людей в этом и есть суть нашей «цифровизации».
Сколько нам нужно лет, чтобы построить цифровую экономику, и как она будет выглядеть вообще?
— Трудно себе даже представить, сколько потребуется лет. Мы очень интересно двигаемся, у нас довольно неплохо обстоят дела, например, с телекоммуникациями, со средствами связи. Это радует. Широкополосный доступ в интернет развивается удачно. Кроме того, мы неплохо выглядим с точки зрения смартфонизации общества — много людей уверенно пользуются смартфонами и планшетами.
Но ведь надо идти дальше — сделать так, чтобы цифровые технологии стали своими в производстве, в торговле, во всех бизнес-процессах, которые нас окружают. Это очень непростая задача, которая очень по-разному реализуется в разных отраслях: если мы говорим о современных пищевых производствах — они уже во многом оцифрованы, а если взять металлургию, то там, кажется, совсем ничего не поменялось с советских времен. В жилом и дорожном строительстве, как правило, цифра заканчивается на этапе проектирования, а часто ее вовсе нет.
И таких отраслей много. Возможно, для них это и не так критично пока. Но, мне кажется, эффективность и производительность труда во многом зависит от этого. Нужны какие-то решительные действия, и прежде всего со стороны государственной власти и системы образования.
Мы как минимум должны вычистить раз и навсегда все, что связанно с ненужным бумажным документооборотом. Заменяя прежний документооборот электронным и устраняя устаревшие, совершенно ненужные процессы управления, мы, наверное, будем быстрее продвигаться к цифровой экономике. Но мы должны двигаться даже не к ней, а создавать такую экономику, такой технологический уклад, которые соответствуют современным представлениям о мире, в котором мы живем. А мир за последние 20 лет вообще-то сильно изменился, и уже не стоит цепляться за какие-то устаревшие, даже древние понятия, правила или процедуры, которые сегодня не имеют никакого смысла. Более того, мы постоянно сами себе придумываем якоря, которые тормозят наше развитие.
Думаю, что дальше мир будет меняться еще стремительнее, и чем позднее мы будем реагировать на это, тем больше будет накапливаться наше отставание.
Тормозом в том числе выступают законы?
— Прежде всего развитию цифровой экономики, конечно, мешает законодательство. Оно регулирует только сложившуюся ситуацию. А когда мы говорим о том, что пришли новые технологии, которые как-то изменили мир, то требуются прогрессивные правила и законы, а реакция законотворческих структур сильно запаздывает. Государство, наверное, не должно слишком торопиться с введением новых законов, потому что его задача — обеспечивать стабильность, даже в условиях бурного роста технологий. Все это понятно, но, несмотря на задачи обеспечения стабильности, законодательство должно как-то адаптироваться и подстраиваться, чтобы не стать непреодолимым барьером на пути развития. Если же происходит, то становится грустно.
Я хочу, чтобы необходимые изменения начинали обсуждаться, я призываю к этой дискуссии. Если мы не будем менять принципы государственного управления на более новые, то не сможем перейти ни к каким новым экономикам — так и останемся в старой патриархальной концепции. Но мы не можем бесконечно долго ждать инициативы от органов государственной власти, мы должны сами действовать, всем инновационным сообществом.
Вот пример: программа «Академгородок 2.0», которую сейчас активно продвигает правительство Новосибирской области, предполагает развитие научного центра, внедрение и поддержку инноваций, выход на федеральный и международный уровни наших разработок. Давайте подойдем к реализации этой программы совершенно по-новому, принципиально по другому, придумаем такую модель, которая не похожа ни на что ныне существующее, изменим традиционные представления о том, как это должно быть, помечтаем, включим свое воображение, применим самые богатые фантазии и потом под это будем готовить новое законодательство, формировать порядок, создавать регламенты и все что угодно. К сожалению, авторы проекта так и не смогли преодолеть барьер традиционных представлений и свели весь проект к строительству набора научных объектов, чем, в свою очередь, разочаровали подавляющую часть научного и бизнес-сообщества Академгородка.
С цифровой экономикой очень похожая ситуация. Мы не проявляем необходимой активности для реализации этого проекта потому, что наш российский потребитель не готов формировать спрос на цифровые технологии из-за своей безграмотности и инертности. Российское общество в отношении информационных технологий гораздо сильнее расслоено, чем в других развитых странах, существует огромный разрыв между продвинутыми исследователями, разработчиками и основной массой безграмотного в цифровом плане населения. Нам нужно приложить много усилий, чтобы эту безграмотность ликвидировать максимально быстро. Только после этого мы можем рассчитывать на то, что любые цифровые нововведения могут дать какие-то плоды, стать основой новой экономики. А сколько на это уйдет времени? Я надеюсь, что немного.
Если приложить максимум усилий, то лет 10. Но начинать надо резко, проводить настоящий всеобщий ликбез. Цифровая безграмотность — это ведь не про то, что люди не знают, как устроен компьютер, а про то, что многие даже не представляют, как цифровые технологии можно применять в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Слишком многие не подозревают о существовании огромного количества компьютерных программ, которые могут быть эффективными помощниками не только для инженеров и бухгалтеров, но и для учителей, фермеров, электриков, врачей и тд, они не всегда понимают, как можно искать и находить нужную , корректную информацию, как получать особые навыки и повышать квалификацию с помощью цифровых тренажеров и симуляторов, как планировать свои города и районы с помощью геоинформационных систем. Если у нас в стране уже сложилась довольно тяжелая ситуация с подготовкой инженерных кадров, то давайте хотя бы не упустим время в отношении простых цифровых пользователей. Давайте научим людей быть современными.
Мне кажется, что наше российское общество достаточно одаренное, высокоадаптивное и ему многое подвластно. Мы очень быстро ориентируемся и перестраиваемся в любых ситуациях. В этом отношении я горжусь своим народом и верю в его способности, просто ему нужно дать информацию и возможности.
Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к форуму «Будущее города» от 15.04.2019 г.