«Я вложил больше, мне — большая доля». Как собственникам найти выход из конфликта?

В кризисное время обостряются отношения между собственниками бизнеса, самые частые споры — это кто виноват в плохих результатах, не пора ли продать компанию, и кто достоин большей доли.

Управляющий партнер компании «Аптайм» Татьяна Гребенкина

Все чаще встречаются новости вроде: конфликт акционеров, противостояние собственников, раздел активов и т.п. Обычно так и случается: в кризисное время обостряются отношения между собственниками бизнеса.

Исходя из нашей практики, наиболее частые предметы споров и конфликтов таковы:

как развивать компанию на сложном рынке, вплоть до дилеммы «продать» или «еще побороться»

кто виноват в плохих результатах, кто не справляется

если дела идут хорошо: кто из собственников сделал главный вклад и заслуживает большего (власти, денег и т.п.)

рисковать или соблюдать осторожность

кредитоваться или развиваться «на своих»

передать управление наемному менеджеру или «рулить» самим и т.п.

Считается, что конфликт — это плохо, что любое противостояние между партнерами означает разлад и «бизнесу конец». Отчасти так и есть — неуправляемый конфликт неизбежно приводит негативным последствиям и даже к «разводу». Однако в партнерском конфликте «зарыт» огромный потенциал.

Конфликт означает, что:

отношения развиваются, а не стоят на месте

настало время посмотреть на себя, на партнера, на бизнес, на сложившиеся отношения «со стороны» и по-новому

пришел черед свежих договоренностей

Если стороны готовы двигаться в отношениях дальше, то, как правило, ищут компромисс и фиксируют свои договоренности на бумаге в виде документа. Например, в виде акционерного соглашения, корпоративного договора и т.д. В сегодняшнем законодательном поле документы, закрепляющие ответственность всех сторон, очень важны, но фактически не это главное.

Главное — сделать другим поведение собственников как по отношению к друг к другу, так и по отношению к компании. Поведение должно стать четким, согласованным и ответственным.  А для этого изменения должны произойти в юридическом, управленческом и психологическом поле.

Настроить собственников на общую волну, найти такие интересы, которые их объединяют, создать такую модель управления бизнесом и поведения для каждого собственника, которая устраивает и его самого, и его партнеров, и генерального директора, и остальную компанию — и есть задача медиатора.

Приведем пример. К нам обратились два друга, партнера по бизнесу. В свое время на деньги одного из них они создали несколько успешных концепций розничных магазинов, которые активно развивались и приносили неплохой доход. Доли в бизнесе они распределили так: партнер-инвестор — 64%, партнер-создатель и развиватель бизнеса — 36%. Когда они обратились к нам, их партнерство, впрочем, как и дружба, находились на грани краха. Суть взаимных претензий сводилась к следующему:

— партнер-инвестор: «Если бы не мои деньги — не было бы бизнеса»

— партнер-создатель: «Я хочу большую долю, поскольку бизнес сделал я»

Чтобы разрешить ситуацию, мы совместно с клиентами проделали следующую работу:

ШАГ 1: зафиксировали все ресурсы, вложенные каждой стороной на старте бизнеса. При этом, кроме финансового, мы зафиксировали и другие вклады: материально-технические ресурсы, клиентскую базу, привлеченные связи, время на управление компанией и т.п.

ШАГ 2: каждый вложенный ресурс мы по специальной технологии оцифровали в рублях. Эти два шага позволили партнерам увидеть реальный вклад каждого в развитие бизнеса и получить критерий для оценки справедливости распределения долей.

ШАГ 3: на основе сравнения вкладов партнеры легко договорились о справедливом распределении долей.

ШАГ 4: чтобы предупредить будущие споры, мы помогли партнерам договориться об:

  1. их ролях в системе управления бизнесом. При этом один партнер предпочел занимать пассивную роль, а второй выбрал активное управление;
  2. компенсации времени активного партнера в виде дополнительного к дивидендам дохода;
  3. едином видении стратегии развития бизнеса и о правилах привлечения в бизнес новых инвесторов;
  4. разработали модель управления бизнесом, соответствующую фазе его развития и стоящим задачам;
  5. договорились о процедуре решения спорных вопросов.

ШАГ 5: для закрепления ряда договоренностей мы внесли изменения в необходимые учредительные документы.

Прошло 1,5 года после нашей совместной работы. Недавно оба друга приходили на консультацию по поводу управления персоналом. Они выглядели как слаженная команда, созидающая свой бизнес.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.