«ДК» прогулялся по цехам новосибирского предприятия, где производят упаковочную пленку и пакеты. Вот уже 7 лет «Нео-Пак» снабжает своей продукцией едва ли не половину России, а также Казахстан.
О работе компании DK.RU рассказали директор предприятия Александр Ладан и начальник производства Александр Козионов.
«Если вначале помогал сам рынок, то теперь мы должны помогать себе сами»
Производство компании «Нео-Пак» начало работу в Новосибирске в 2010 году. По словам Александра Ладана, рынок тогда еще только развивался, а 20 лет назад его в России и вовсе не было — сначала в стране для продуктов и бытовой химии делали свою бумажную упаковку или упаковку без печати, позже стали заказывать из-за рубежа.
Сегодня емкость рынка упаковки в России составляет 450 тысяч тонн в год, порядка 30% от этих цифр приходится на Урал и Дальний Восток, емкость рынка Казахстана — 40 тысяч тонн в год. Сейчас у нашего предприятия на этой территории порядка 30% рынка упаковки. По пакетам — примерно 20% от общероссийской доли. Перед нами сегодня стоит задача номер один — выйти на территорию от Урала до Дальнего Востока и увеличить долю в Казахстане. Мы хотим за два года вырасти на 50% в обоих сегментах, — рассказал Александр Ладан.
По его данным, каждый год объем производства на «Нео-Пак» с момента его основания рос на 30%, периодов скачков и провалов удается избегать, однако, как отметил директор предприятия, несколько лет назад, в начале 2000-х, рынок рос намного активнее, потому что происходило его становление в Сибири, да и в России в целом. Последние годы, как говорит Александр Ладан, так стремительно рынок уже не растет, плюс — кризис: компании оптимизируют расходы, экономят на упаковке, на количестве цвета в упаковке, соответственно, чтобы нарастить долю рынка, нужно уже брать клиента сервисом, дизайном, креативными идеями.
Последнее время все зависит уже исключительно от нас: если вначале помогал сам рынок, потому что он активно рос, то теперь мы должны помогать себе сами, — отметил он.
Все оборудование на предприятии — европейское, поэтому при производстве компания ориентируется на европейские стандарты.
Пакетные линии у нас из Германии, экструзионные линии — Тайвань, а печатные машины, ламинаторы и резчики — Чехия. Соответственно, поставщики оборудования обучают наших специалистов работе по своим стандартам, приглашают на различные технологические семинары и мероприятия. Когда мы производим упаковку, то ориентируемся на высокотехнологичный подход, чтобы были качественно пропечатаны мелкие элементы, детали, полутона и переходы. Ориентируемся на сложную упаковку, пакеты. Задача «Нео-Пак» — выпускать продукт, оптимально подходящий заказчику, и по разумной стоимости, — рассказывает Александр Ладан.
Оборудование постоянно модернизируется, последний капитальный ремонт прошел в этом году в феврале. Кредит в размере более 113 млн рублей сроком на 5 лет предприятию «Нео-Пак» предоставил Банк «Левобережный». Финансирование направлено на приобретение нового оборудования для изготовления упаковки, оно должно обеспечить полный замкнутый цикл производства. В рамках инвестпроекта компания создаст модульное автоматизированное производство для изготовления рулонных упаковочных материалов, включающее флексографическую печатную машину, высокоскоростную пакетоделательную машину, бобинорезательную машину и машину для производства курьерских и секьюрити пакетов на базе имеющегося парка оборудования.
Благодаря привлеченным средствам «Нео-Пак» планирует расширить производственные мощности в соответствии с потребностями рынка и закрыть спрос на данный вид продукции на рынке за Уралом, а также расширить рынок в Казахстане, обеспечить рост объемов выпускаемой продукции на 40%, а рост выручки предприятия — на 35%.
Все новинки по увеличению скорости, красочности — все, что наш производитель использует в новых машинах, — сразу появляется и на нашем, уже установленном оборудовании. Мы постоянно участвуем в выставках, смотрим, что нового появляется на рынке, постоянно модернизируем свое оборудование, — рассказал Александр Ладан.
Последняя новинка на рынке, по его словам, — это матово-глянцевая упаковка, и сейчас «Нео-Пак» уже начинает ее производить для отдельных заказчиков.
Магия рождения упаковки и пакетов
Цех по производству гибкой упаковки: основная работа здесь — печать на материалах, ламинация, резка. Как рассказал Александр Козионов, процесс производства гибкой упаковки включает несколько этапов. Первый — это подготовка электронного дизайна макета заказчика. Этим занимается отдел допечатной подготовки, там работают инженеры пре-пресса, они адаптируют электронный макет, чтобы его можно было воплотить в материале. После этого — согласование с заказчиком, а далее — изготовление формных пластин, чтобы осуществилась печать, и после начинается собственно производство упаковки.
Процесс производства упаковки включает печать, ламинацию — склеивание различных материалов, так как один не всегда может содержать в себе все нужные функции: один может защищать от паров воды, другой — от солнечного света, третий — обеспечивать сохранность продукта, если добавляется модифицированная газовая среда, резку ролей. На каждом этапе есть промежуточный контроль производства, есть свои технологические «отлежки», есть стандарты, «карты производства» — на упаковку, резку, ламинацию, печать и прочее. Мы стараемся эти стандарты выдерживать на уровне европейской части России. Буквально 10-15 лет назад в Новосибирске практически не было предприятий, способных выпускать упаковку такого уровня, а сейчас мы достаточно спокойно конкурируем как минимум с заводами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, — рассказал начальник производства.
В общей сложности, самый короткий технологический процесс (например, производство молочных пленок) может занимать двое-трое суток, и пять-семь дней — для более сложного продукта. Больше всего времени занимает согласование дизайнов и допроизводственная подготовка, поэтому среднее исполнение заказа на предприятии, по словам Александра Козионова, при первом обращении составляет около 25-30 дней, при повторных — от 3 до 20 дней.
Часть пленок, которые мы используем, мы изготавливаем сами. Они имеют индивидуальные рецептуры, мы считаем их своими разработками. У нас есть достаточно сложные продукты, например, упаковочная пленка для макарон или стирального порошка. Есть упаковочная пленка для специй, разработка под пленки для майонеза и кетчупа. Для их производства установлено многослойное экструзионное оборудование, — рассказал Александр Козионов.
Что касается производства пластиковых пакетов, то «Нео-Пак» изготавливает их как для розничного потребителя, так и под индивидуальные заказы для торговых сетей или других частных компаний.
Пакеты бывают разных типов: например, с вырубными ручками и приварными. Процесс их производства построен так: сначала создается полуфабрикат печати для пакетов в рулонах, которые перевозятся на другую площадку предприятия, где стоит 4 аппарата по производству пакетов. Там уже формируют из полотна готовый пакет — приваривают к нему ручки или делают отверстие, приклеивают усилитель и укладывают в мешки или коробки — в зависимости от требования заказчика.
Все производственные участки на предприятии сегодня работают круглосуточно, говорит Александр Козионов.
Группа компаний производит и первичную упаковку (то, во что непосредственно укладывается продукт), и вторичную (например, гофрокартон или термоусадочные пленки), куда упаковывается уже расфасованный продукт, и третичную (европоддоны, большие термоусадочные пленки, мешки и прочее). То есть мы можем закрыть полностью весь цикл упаковки, — отметил начальник производства.
На площадке флексопечати работает 6 единиц оборудования, которые составляют две полноценные поточные линии, на участке пакетов — 4 линии, на участке экструзии — 5 выдувных машин, и две линии переработки.
Цикл производства пакетов составляет 20-30 дней, суточный объем может достигать 500 тысяч штук (15 тонн). Рекорд предприятия — 700 тысяч пакетов в сутки. Мощность производства пленки — 500 км в сутки. Сырье компания закупает в России, странах Евросоюза, Израиле, ОАЭ, Индии, Южной Корее, Китае, основные поставщики — международные компании, лидеры рынка химической и полимерной промышленности.
Количество заказчиков на сегодня, согласно подсчетам руководства предприятия, — 300. Основной заказчик гибкой упаковки, по словам Александра Козионова, — это Сибирский Федеральный округ, много заказов приходит из Казахстана, почти из всех его регионов.
На заказ «Нео-Пак» производит примерно 70% пакетов, еще 30% — серийное производство для розницы. Что касается общего производства, то пакеты занимают 40% его доли, и 60% приходится на упаковку.
Говоря о своих достижениях, руководство «Нео-Пак» отмечает, что этих показателей нельзя было бы добиться без сильной команды. Ведь, по мнению Александра Ладана, ни одна компания не существует без людей, на которых держится и с помощью которых строится работа. Люди — главный ресурс, считает он:
«За цифрами, за оборудованием, за любым продуктом всегда стоит коллектив, и очень важно, чтобы сотрудникам нравилось работать в компании — только в этом случае мы сможем вместе свернуть горы и достичь своих амбициозных целей».
Фоторепортаж Артема Котельникова