«Образование не будет прежним, — считает ректор НГУЭУ Александр Новиков. — Вузы сегодня оказались в ситуации, когда нужно сделать не «пятилетку за три года», а совершить цифровой прорыв за месяц».
Борьба с распространением коронавирусной инфекции привела к росту вынужденного социального дистанцирования и переходу от личных контактов к цифровым. Перемены коснулись в том числе высшего образования, которое в нашей стране традиционно использовало в большей степени личные коммуникации в процессе обучения. К чему приведут тенденции к цифровизации и возможен ли в будущем поворот в сторону традиционных образовательных методов?
Вынужденный и во многом внезапный переход к цифровому образованию послужил эффективным индикатором возможностей и проблем отечественной высшей школы. Преподаватели и студенты, с одной стороны, получили шанс в полной мере использовать современные цифровые технологии, с другой — столкнулись не только с недостатком методических разработок в сфере дистанционного образования, технологическими проблемами образовательной инфраструктуры, но и с недостатком цифровых возможностей у самих студентов. Кроме этого, дистанционное обучение пока непривычно и сложно с точки зрения психологических установок и предпочтений обучающихся.
Тем не менее, эксперты высшего образования признают, что переход (по крайней мере, частичный) высшего образования к «цифре» неизбежен.
Образование уже не будет прежним, — считает ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), доктор экономических наук Александр Новиков. — Вузы сегодня оказались в ситуации, когда нужно сделать не «пятилетку за три года», а совершить цифровой прорыв за месяц. С другой стороны, у преподавателей сейчас появилась уникальная возможность освоить все то, что давно откладывалось, и существенно переработать свои учебно-методические материалы.
Тем не менее, учебный процесс в вузах идет с соблюдением графиков, но занятия проходят в онлайн-формате. Учебные заведения используют несколько платформ и форматов, выбор которых так или иначе зависит от разрабатываемой в том или ином вузе электронной образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС — это комплекс электронных ресурсов, который позволяет организовать учебный процесс дистанционно: файлообменники, системы контроля успеваемости и посещаемости, хранилища учебно-методических материалов и студенческих работ, базы электронных лекций и семинаров и т.д.
В то же время преподаватели используют и другие способы общения со студентами. Например, кафедра физической культуры НГУЭУ практически с самого старта самоограничительных мер стала проводить занятия в Instagram. По словам Александра Новикова, сейчас виртуальные занятия посещают не только студенты, но и все желающие, в том числе из Казахстана.
Тем не менее, стремительный переход на дистанционные формы обучения сопряжен с проблемами. Одной из них стала перегруженность студентов.
Цифровые методы образования делают общение со студентами более персонализированным, — объясняет ректор НГУЭУ. — Если традиционный формат занятий позволял студенту на семинаре «отсидеться» за спинами одногруппников, то сейчас так сделать не получится — «цифра» собирает обратную связь индивидуально, от каждого студента.
Безусловно, многие студенты в такой ситуации заявляют о перегруженности. Мы провели импровизированный опрос в нашем Instagram-аккаунте: 345 из 380 респондентов ответили, что нагрузка и требования действительно увеличились. Такое ощущение связано со сменой подхода, который стал практически индивидуальным к каждому студенту, и в принципе с тем, что дистанционные формы обучения пока еще непривычны для аудитории. Есть определенный психологический дискомфорт — сидишь дома и одновременно приходится учиться, выполнять задания, слушать лекции, участвовать в семинарах — все по расписанию.
Одновременно с этим пару недель назад сами студенты обозначили проблему, которая, в принципе, была ожидаемой — это возможный перерасчет стоимости обучения. Однако по этой проблеме четкую позицию занимает Министерство науки и высшего образования. Стоимость обучения закреплена в договоре, где прописаны возможные методы обучения, в том числе дистанционные. Кроме этого, снижение стоимости может обсуждаться только в тех случаях, когда объем и качество образования существенным образом снижаются. Сейчас, судя по отзывам студентов об увеличении нагрузки, такого не наблюдается, — отметил Александр Новиков.
Несмотря на эти проблемы, высшее образование в сложившихся условиях видит свою функцию не только в образовании, но и в поддержке пострадавших отраслей. Многие вузы уже понимают, что в такой ситуации не стоит «отсиживаться» в стороне. И если роль медицинских, фундаментальных и технических вузов относительно ясна, то гуманитарные вузы используют креативные подходы к поиску своего места в меняющихся социальных связях.
Новосибирский госуниверситет экономики и управления создал онлайн-платформу бесплатной консультационной поддержки предпринимателей региона, — рассказывает Александр Новиков. — Чтобы получить консультацию, достаточно перейти на сайт ask.nsuem.ru и изложить свою проблему в специальной форме. Наши эксперты в течение двух дней проведут консультацию. В проекте задействованы 35 ведущих экспертов вуза, у которых есть не только теоретическая подготовка, но и обширный практический опыт. Мы уже обработали несколько запросов. Например, собственники компании, оказывающей IT-услуги на УСН 6% и не попадающей в список бизнесов, пострадавших от ситуации с коронавирусом, отмечают, что все их клиенты в этот список попали, так что есть риск значительного снижения выручки. Компанию интересует, какие налоговые льготы она может получить в данной ситуации. Еще один из предпринимателей задает вопрос на перспективу: после пандемии он планирует открыть магазин фермерской продукции и хочет уже сейчас понять, как регистрировать ИП, устанавливать онлайн-кассу, какие затраты его ожидают и можно ли рассчитывать на какую-либо поддержку государства. Вопросы могут быть совершенно разными.
Вузы стремятся перевести в онлайн не только взаимодействие со студентами и партнерами, но и с потенциальными абитуриентами. И если на западе формат онлайн-экскурсий по вузу, вебинаров и виртуальных встреч с профессорами и руководством вузов уже стали привычными, в России такие форматы до недавнего времени использовали немногие.
Вместе с тем эксперты прогнозируют изменения на рынке труда, спровоцированные пандемией коронавируса. Изменения в производственных процессах, в механике и способах обслуживания клиентов, нарастающая тенденция к дистанционным и цифровым технологиям коммуникаций неизбежно повлекут за собой перемены в востребованности тех или иных специалистов.
Согласно исследованиям Института прогрессивного образования, востребованными после пандемии станут профессионалы в области социальной работы, антикризисного управления, личных финансов. Новостной ИКТ-портал ComNews утверждает, что на смену традиционным предприятиям общепита и HoReCa придут сервисы по доставке и онлайн-бронированию. Впрочем, такие сервисы развивались и ранее, ситуация с распространением коронавирусной инфекции в этом случае выступает как дополнительный стимулятор роста. Однако, по мнению некоторых экспертов, рост популярности таких профессий слишком привязан к конъюнктуре — по мере ослабления ограничений, связанных с пандемией коронавируса, их востребованность будет стабилизироваться.
По мнению экспертов Forbes, долговременный интерес может возникнуть к профессиям антикризисных менеджеров, экспертов по цифровизации, организаторов VR-трансляций, операторов call-центров, экспертов Big Data и т.д. При этом сохранится спрос на программистов. Эксперты прогнозируют востребованность профессий, непосредственно связанных с организацией дистанционной работы и обслуживания. При этом пока мало говорится о тех специалистах, которые должны будут обслуживать и координировать процессы перехода на дистанционные методы работы. Тем не менее, уже сейчас некоторые эксперты убеждены, что в ближайшем будущем произойдет вынужденное слияние профессиональных областей: в PR-технологиях станет больше цифровых коммуникаций, в агротехнологиях — робототехники и т.д. Станут более востребованы не только IT-специалисты, но и тайм-менеджеры, SMM-специалисты, контент-технологи. Получат развитие такие профессиональные отрасли, как прогнозирование урожайности, агропрогнозирование.
По мнению Александра Новикова, возрастать будет роль именно смежных отраслей знания:
Университеты будут открывать новые направления подготовки, совершенствовать и дополнять уже имеющиеся образовательные программы. Сейчас мы приняли решение открыть новое направление «Статистика» в укрупненной группе «Математика и механика» — новое, междисциплинарное направление подготовки, которое сочетает в себе статистические инструменты, математическое моделирование и даже элементы информационных технологий. Мы должны понимать, что требования в современном технологическом социуме к специалистам в области статистики применяются совершенно иные, и должны этим требованиям соответствовать. Другие вузы также работают над новыми направлениями.
«Конечные потребители» основного «продукта», который реализуют университеты (выпускников) — работодатели. По их мнению, существенных изменений на рынке труда в ближайшие несколько лет не предвидится. По словам директора представительства компании «Финам» в Новосибирске Андрея Коваленко, наибольшие изменения коснутся малого бизнеса — наученные горьким опытом увольнений в период пандемии соискатели будут тщательнее выбирать работодателей. Требования к специалистам останутся прежними, однако, по словам эксперта, коммуникативные навыки будут цениться выше. Что касается развития высоких технологий, то здесь сиюминутных изменений ждать не следует — наука и технологии сейчас находятся не на том уровне развития, который мог бы привести к явным изменениям на рынке труда.
Директор по производству ПАО «Сиблитмаш» Андрей Щенников полагает, что коронакризис может поспособствовать росту востребованности специалистов в области IT-технологий, программирования и онлайн-торговли, в то время как традиционный ритейл будет постепенно уходить в прошлое. Однако эксперт согласен с тем, что базовые компетенции — коммуникабельность, обучаемость, разносторонняя образованность — сохранят востребованность.
Администрации российских вузов понимают, что новые тенденции ставят задачу по внесению определенных изменений в учебные планы, программы, и готовы к внедрению этих изменений. По мнению экспертов, у высшего образования в нынешней ситуации есть уникальная возможность в кратчайшие сроки внедрить новые технологии обучения.
Коронавирус уйдет, а опыт использования дистантных технологий останется. Вузы активно работают над внедрением этого опыта в повседневную работу. В частности эксперты НГУЭУ включены в рабочую группу при Департаменте информационных технологий Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача рабочей группы на этом этапе — провести картирование данных, которые находятся в информационных системах университетов, выделив основные сущности и описав наиболее важные атрибуты. Эта информация в дальнейшем может быть использована департаментом при формировании стратегии цифровой трансформации сферы науки и высшего образования, — заключил Александр Новиков.