«Необходимо создавать культуру постоянной адаптации, хорошо чувствующую изменения внешней среды и потребности клиентов. Она должна тяготеть к обучению и обмену знаниями».
Консультант по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олег Руденко
Ключевым конкурентным преимуществом в VUCA-мире становится качественное осмысление информации. Бизнес начинает ориентироваться на трансформационную модель лидерства, которая предполагает создание адаптивных организаций. Все это требует от лидера и его команды перехода от «стратегии как плана» к «стратегии как обучение». Последнюю предлагаю обсудить в рамках обзора одноименной книги Вилли Питерсена «Стратегия как обучение. Новый взгляд на процесс создания ценности и борьбы за конкурентное преимущество».
Классическое триединство стратегического процесса («анализ — выбор — реализация») предполагает согласование действий и мотивацию команды для достижения стратегической цели. Дополняя эту модель, Питерсен вводит понятие «петля обучения». Он говорит о том, что все процессы в парадигме «стратегия как обучение» должны быть постоянными и непрерывными. Автор также подчеркивает необходимость устранять разрывы как между теорией и практикой, так и между практикой и совершенствованием.
В книге приводятся шесть уроков, которые необходимо усвоить лидеру и команде на пути стратегического обучения, если они хотят, чтобы организация была успешной сегодня.
1. Правильные вопросы
Задавайте правильные вопросы. Именно они помогут вам преодолеть стереотипы мышления, увидеть новые перспективы и выдвинуть новые идеи.
2. Простота
Сводите формулировку стратегии вашей организации до «абсолютной сути». Сложность — то, что парализует компанию.
3. Мышление «снаружи внутрь»
Идите от анализа конкурентного окружения и потребностей клиентов к анализу внутренней среды и ресурсов организации.
4. «Битва за создание ценности»
Определите и сформулируйте то, что делает вас отличным от конкурентов. Без «выигрышного предложения» в компании нет стратегии.
5. «Стратегия — дело каждого»
Объясните команде, что каждое подразделение и каждый сотрудник вносят вклад в создание ценностей.
6. Стратегия неотделима от лидерства
Лидерство предполагает умение управлять собой, организацией и другими людьми. Если одно из умений у лидера не выражено, успеха достичь невозможно.
За двадцать пять лет практики среди нескольких тысяч контактов я встретил не больше десятка человек, которые соответствовали предложенной модели. Что примечательно, дела в их подразделениях и организациях действительно шли в гору.
Формулируя стратегию компании, Вилли Питерсен предлагает, прежде чем спрашивать: «Как нам победить?», честно отвечать себе на вопрос: «Какова наша цель?». При этом, по его мнению, важно понимать разницу между стратегией и планированием. Первое — это выбор направления и фокус приложения сил, а второе — обеспечение реализации намеченных целей. Он пишет: «Если рельсы проложены не в тех направлениях, то поезда, ходящие строго по расписанию, не помогут. И наоборот, если направления выбраны правильно, но поезда постоянно опаздывают, бизнес также будет неэффективным. Для успешного функционирования железной дороги необходимы и стратегия, и планирование».
Сегодня стандартные способы разработки стратегии перестают работать не только из-за избыточного внимания к планированию, но и потому, что оказываются слишком статичными для динамичного мира.
Питерсен отмечает, что подходы к стратегии и повышению эффективности Тейлора и Файоля не способны обеспечить компании постоянную адаптацию, так как разрабатывались для стабильной и предсказуемой среды. Даже модель пяти сил Портера в большей степени отражает текущее положение дел, чем дает понимание динамики и «постоянного обновления». Тем временем, сегодня устойчивость конкурентного преимущества зависит не от продукта или услуги, а именно от организационного навыка постоянного обновления, понимания изменений и ответа на них. Что похоже на эволюционную модель Дарвина, но с некоторыми отличиями, которые связаны с нашей способностью мыслить и обучаться. И в этом случае основные эволюционные этапы (изменение, отбор и сохранение) могут быть применены и для создания стратегий в бизнесе.
Для создания адаптивной стратегии, по мнению автора книги, нужны «пять убийственных компетенций»: проницательность, сфокусированность, согласованность, реализация (дисциплина + скорость) и обновление. Цикл стратегического обучения как раз и создает непрерывный процесс применения этих компетенций, что позволяет адаптивным организация успешно функционировать.
Само стратегическое обучение начинается с ситуационного анализа, который проводится в пяти областях: клиенты и заинтересованные стороны, конкуренты, динамика отрасли, макросреда, положение дел в компании. Вилли Питерсен приводит методику анализа и примеры конкретных вопросов для каждой из рассматриваемых областей. Для тех, кто никогда не проводил стратегических сессий, они будут очень полезны, для тех, кто проводил — просто полезны. Автор поэтапно описывает все шаги по формированию стратегии: синтез идей, стратегический выбор, оценка результатов.
Что касается реализации стратегии, то часто она спотыкается об организационную культуру. Поэтому использовать «старые рельсы» для проведения изменений нельзя. Питерсен считает, что необходимо создавать культуру постоянной адаптации, хорошо чувствующую изменения внешней среды и потребности клиентов. Она должна тяготеть к обучению и обмену знаниями, откровенности и доверию.
Кроме этого, на этапе реализации стратегии одним из ключевых видов деятельности, по мнению автора, выступает эксперимент. Он представляет собой трехэтапный процесс: само проведение эксперимента, оценка его успеха (или неудачи) и внедрение опыта в организации. Питерсен настоятельно рекомендует экспериментировать самим и учиться на результатах проверки гипотез другими.
Резюмируя прочитанное, принципиальная задача для лидера — выстроить непрерывный процесс стратегического обучения, сформировав «петлю обучения», в которой цикл от зарождения идей до их реализации будет повторяться снова и снова. Именно это позволит организации стать адаптивной и оперативно реагировать на изменения внешней среды. Предлагаемые в книге методы выполнения этой задачи продуманы, приводимые примеры уместны. Но вы вряд ли встретите в ней революционные решения. Для того чтобы получить урожай, поле надо сначала вспахать, потом засеять, полить, обработать и так далее. Не пропуская этапы. Так и с рекомендациями Питерсена: чтобы повысить адаптивность организации, лидеру и команде необходимо не только выстроить алгоритм действий по «петле обучения», но и следовать ему.