В мае 2020 года новосибирская компания TAXMASTER отмечает своего рода юбилей — 10 лет работы с клиентами от Москвы до Сахалина.
Как выстраиваются с ними долгосрочные отношения, в чём секрет эффективности и похожа ли жизнь аудиторов и юристов на сериал — читайте в нашем интервью.
Можно ли говорить о творческом подходе в деятельности, связанной с налогами? Оказывается, можно. Об истории создания и некоторых тонкостях работы рассказывают Елена Андриянова и Константин Дмитриевцев, партнёры-основатели компании TAXMASTER.
— Как пришла идея объединиться и работать вместе? Ведь аудит и юриспруденция — это разные направления…
— Всё очень просто: ещё в 2007 году мы вместе работали над одним проектом, когда потребовалось завершить совместную инвестиционно-строительную деятельность с участием нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей так, чтобы каждый получил свою долю без «лишних» налогов, — вспоминает Константин. — И тогда я впервые увидел экономиста, который понимает всё, что ему говорит юрист. Кстати, на практике между финансово-бухгалтерской и юридической службами всегда «искрит»: недопонимание, вечные споры, взаимные претензии, мелочные разборки. А мы сразу нашли общий язык. Я был поражён, как быстро Елена вникает в суть проблемы, генерирует идеи, чётко формулирует мысли.
Елена: Конёк Константина Николаевича — подхватить, усилить и «оформить» то, что ему предлагается. Вот так идеи реализуются на практике и доводятся до логического завершения.
— Вы начинали с такого креативного аудиторско-юридического дуэта, а сейчас у вас команда…
— У нас два основных направления. Во-первых, это аудиторская деятельность, которая обеспечивается шестью состоящими в штате аттестованными аудиторами. Во-вторых, юридическая практика, которая поддерживается четырьмя дипломированными юристами. Всего же в компании TAXMASTER насчитывается 15 работников, каждый из которых на вес золота. И специализация — налогообложение в инвестиционно-строительной деятельности. Хотя…
Как говорят наши «неналоговые» и «нестроительные» клиенты: «Если вы сумели разобраться в налогах в строительстве, то уж с нашей проблемой точно справитесь». Подобная оценка — маркёр нашей квалификации. И это приятно слышать.
— У вас есть клиенты, которые работают с вами с самого основания компании. В чём секрет хороших отношений и эффективной работы?
— Многие застройщики Новосибирска буквально с первых дней работают с нами, и расставаться мы не собираемся. Из «старичков», в хорошем смысле, — компании «Зелёный дом» (коттеджный посёлок «Берёзки»), группа АКД (застройщики комплексов «Оазис» и «Бавария»), группа компаний застройщиков проекта «Ясный берег». Присоединяются и другие крупнейшие девелоперы. Хотелось бы сказать им спасибо за доверие. Надеюсь, мы его оправдываем в полной мере.
Строительный рынок — основной для нас, но мы заинтересованы в работе и с другими компаниями Новосибирска. Например, медцентр «Здравица» — тоже наш клиент. Думаю, — размышляет Елена, — наших клиентов объединяет то, что им интересно вкладываться в себя, в развитие своего бизнеса.
— Получается, ваша задача сделать так, чтобы застройщики и вообще компании несли минимальные финансовые потери…
— Не минимальные, и не потери, а уплата понятных и «справедливых», то есть адекватных, налогов. В налоговом кодексе указано: каждый налог должен иметь экономическое обоснование. Поддерживая налогоплательщика, мы обнаруживаем, подтверждаем, доказываем экономическую сущность хозяйственных операций. 10 лет избавляем от налогофобии, — смеётся Елена.
— И в крайнем случае защищаем в суде, — подхватывает Константин.
— Я знаю, что у вас есть прецедентные дела. Какие самые яркие, интересные?
— Прецедентные судебные дела состоялись лет 8–10 назад. С тех пор сохраняется достаточно благоприятная для застройщиков практика рассмотрения налоговых споров. В этой связи, — замечает Елена, — новосибирские застройщики, пожалуй, более грамотные, квалифицированные и уверенные в себе, чем в среднем по стране. И практика Арбитражного суда Новосибирской области отличается большей благосклонностью к застройщикам, чем в соседних регионах. Мы полагаем, что в этом есть и наша заслуга: семинары, круглые столы, консультации, представительство в суде…
— Наше отношение к судебным разбирательствам, — добавляет Константин, — как в восточных единоборствах — если ты избежал драки, значит победил. Например, если в ходе налоговой проверки организуется грамотное сопровождение, то вероятность судебного спора существенно снижается. Потому что в суд ради самого процесса никто не пойдёт. Проверка должна закончиться так, чтобы спорить сторонам было не о чем. И не потому что «ой, ладно, забирайте деньги в бюджет, не хотим с вами спорить», а потому что сумма, которая доначисляется, либо стремится к нулю, либо она экономически обоснована и подъёмна. Налоговая инспекция это понимает и принимает наши доводы. И выносит правильное решение.
Застройщики, которых мы сопровождаем, обычно не проходят выездных налоговых проверок. Потому что при камеральных проверках и на стадии предпроверочного анализа до налогового органа доводится необходимая информация и правовая позиция на случай спора.
— А случай про Сахалин? Там было резонансное дело…
— Да. На теплоходе «Поларис», принадлежавшем Сахалинской области и находившемся в аренде у морской компании, произошла аварийная поломка главного двигателя. Региональное правительство сразу же обвинило компанию в неправильной эксплуатации старого, изношенного судна. Пришлось два с половиной года летать на Сахалин для участия в судебных заседаниях. Было рассмотрено шесть версий причины аварии. Судебная экспертиза установила истинную причину — скрытый недостаток в виде дефектной прокладки, установленной в системе охлаждения задолго до начала эксплуатации теплохода на Дальнем Востоке. Таким образом, государство пыталось взыскать с морской компании стоимость аварийного судна, но было вынуждено само возместить убытки перевозчику.
— За это дело, — сообщает Елена, — в 2019 году Константин Николаевич получил звание лучшего корпоративного юриста Сахалина в номинации «Устранение административных барьеров для бизнеса».
— У вас такая особенность, яркая черта — нестандартный подход и абсолютная гибкость. Это осознанно так получилось?
— Это наш общий «знаменатель». Если бы его не было, мы не работали бы вместе. Обычно мы обмениваемся мнениями, идеями, предложениями: одна абсурдная мысль, другая, третья, пятая, десятая — и раз! — вот он, выход из проблемной ситуации. Да, так ещё никто не делал, но можно? Можно! Рождается неочевидное решение. И нередко можно заложить алгоритм деятельности для налогоплательщика, чтобы проблемы не случилось. То есть мы стремимся больше заниматься профилактикой, а не «лечением».
— Значит, у вас нестандартный подход к решению налоговых задач? Обсуждаете, думаете, но, например, не получается… Посмотрели в окно – а там котик гуляет. И приходит в голову использовать аналогию с котом. Это так работает?
— Примерно так. Только «котик» не в окне, а в другом «углу» налогового кодекса. Либо в другом кодексе или законе вообще. Вот, например (Константин показывает какую-то распечатку с пометками — прим.ред.), выход из конкретной налоговой ситуации с земельным участком с помощью жилищного кодекса. Пока вчера Елена ехала в офис, мы несколько раз созванивались, обменивались «озарениями», я в компьютере «сверялся» с законодательством, — делится Константин. — И к её появлению в офисе нестандартное решение уже найдено.
— Получается, работаете практически круглосуточно?
— Конечно. На самом деле работа — это часть жизни. Нормальные люди перед сном смотрят ленту Инстаграм, а я читаю «Закон.ру». Некоторые смотрят видео на YouTube, а я читаю Закон № 214-ФЗ. Это не работа, это творческий процесс, — рассказывает Елена. — Иногда я ночью просыпаюсь и нахожу решение проблемы, в которой «варилась» несколько дней. Вообще эффект работы определяется у нас простотой — чем проще, тем круче. И чем сильнее у клиента ощущение, что это элементарно, тем больше у нас уверенности, что лучшее решение. Нам важно, чтобы нашу идею понял человек, который в налогах ничего не понимает.
— То есть всегда есть разрыв между законом и здравым смыслом?
— Не то чтобы разрыв, просто налоговое законодательство, оно противоречивое и пробельное одновременно. Не самый удобный инструмент, но другого нет. Часто наша задача — предотвратить конфликт между теми, кто платит, и теми, кто собирает налоги. А сделать это можно только на основе здравого смысла. Кстати, по нашему мнению, со здравым смыслом у новосибирских налоговиков всё нормально. Это относится и к районным инспекциям, и, тем более, к областному управлению. На них жаловаться не приходится. Если только в суд…
— А вы смотрите кино и сериалы про юристов? Вообще, похожа ли реальная жизнь юриста или эксперта по налогам на то, что показывают в сериалах и кино?
— Конечно, похожа. Например, есть проблема. Она «прячется» в конкретных документах. Как и в кино, садимся и начинаем думать: что будем делать? А может так? А может ещё и так? И решение рано или поздно приходит. Что касается судебных заседаний, то они, конечно же, не так красочны и театральны.
— Мне нравится фильм «Расплата» (The Accountant), — делится Елена. — Там есть что-то близкое к тому, чем мы занимаемся. Потому что вся жизнь в цифрах, наверное… В фильме есть такой эпизод: пожилая пара жалуется на налоговых инспекторов. А герой предлагает решение, которое не совсем законно, но справедливо с «общечеловеческой» точки зрения. Поэтому, конечно, похоже.
— И напоследок: три правила для любого бизнеса прямо сейчас?
— Антихрупкость — надо быть гибкими. Всегда честность — в отношениях с клиентами, с собой, с коллегами. И ответственность — перед собой, перед наёмными работниками, перед государством, клиентами, партнёрами...
Мы всегда рады работать так, чтобы компаниям с нами было комфортно — впереди большие планы и интересные задачи. Ещё раз благодарим всех, кто доверяет нам. Для нас это очень ценно.