«Наверняка через год-два будет придумано новое слово. Это слово будет не «кризис», а что-то более глобальное, сопоставимое по масштабу с НЭП».
Исполнительный директор коворкинга «Простор» Артем Нонка
Значительная часть резидентов коворкингов — IT и digital. Изменились ли заказы на разработку в связи с пандемией? Вырос ли спрос на создание онлайн-сервисов? Что творится с отраслью — пострадали ли айтишники или выиграли?
IT-индустрия, как и подавляющее большинство сфер, что-то переживает. Что именно? Наверняка через год-два будет придумано новое слово. Это слово будет не «кризис», а что-то более глобальное, сопоставимое по масштабу с НЭП. Кардинальная технологическая перезагрузка.
Давайте попробуем посмотреть из 2022 года
Если в целом, то айтишники пострадали, но не весной 2020-го, а в 2021 г. В 2020-м они больше других были готовы к работе удаленно, они чаще использовали облачные решения, и поэтому отрасль в целом «не температурит». Но, кроме исполнителей, на рынке есть и заказчики продукта. Они-то и стали катализатором изменений.
Во-первых, заказчики стали требовать другого продукта. Например, тысячи владельцев офлайн-магазинов резко захотели иметь онлайн-продажи. И пришли к программистам не с запросом — что именно надо сделать, а с идеей продаж в интернете. Но без внятного ТЗ. В этом случае результат, как известно, может быть разный.
Во-вторых, профессиональные заказчики IT-продуктов стали урезать бюджеты на разработку. Точнее — даже не урезать, а ждать лучшего момента. По большому счету, сидеть в кэше. Максимально долго.
В-третьих, страх неисполнения договора. Если в 2019-м заказчик любого IT-продукта приходил в офис IT-компании, садился за стол переговоров и через неделю получал договор со счетом на оплату, то сейчас он вынужден переводить деньги, не видя ни офиса, ни исполнителей, ни хотя бы менеджера с ноутбуком — большинство IT-шников, как мы помним, — на удаленке. Многие, особенно некрупные заказчики, именно этого боятся — а вдруг IT-шники сделают не то, что он хочет, а за доработку придется платить? А вдруг вообще не сделают? Опять же, все советуют в кэше сидеть.
В-четвертых, куда идти — в компанию с именем или на фриланс-биржу (открою тайну: в коворкинге есть и те, и другие, и мы все про них знаем)? Экономить или иметь гарантию? 50/50 или «звонок другу»?
Эти вопросы были и в 2015-м, и в 2020-м, будут и в 2025-м.
Итак, попробуем сформулировать несколько «законов» общения разработчика и заказчика, актуальных для 2021 года
1. Профессиональный заказчик платит всегда больше непрофессионального, но при этом и чаще получает то, что хочет. Потому что умеет выбирать исполнителей + контролировать то, что нужно + умеет разговаривать с исполнителем, не ожидать чуда + знает границы.
2. Когда компания начинает новый для себя проект, она всегда непрофессиональна. Не потому, что там непрофессионалы работают, а потому, что они мало что знают из новой области, но готовы научиться. Чтобы превратиться в профессионального заказчика, надо платить — временем, нервами, упущенными возможностями, слитыми бюджетами. Исполнитель — не тот, кто должен объяснять заказчику, чего он хочет. Подрядчик реализует то, что описывает заказчик. Исполнитель отвечает за «КАК», а за «ЧТО» отвечает заказчик.
3. У каждого исполнителя (и фрилансера, конечно, тоже) в шкафу — десяток-другой (а то и третий) скелетов. У производителей автомобилей — ржавеющие прототипы не вышедших в серию машин. А у врачей в шкафу — настоящие трупы. Если компания или фрилансер говорят, что неуспешных проектов не было — врут. Поэтому до этапа разработки надо делать ресерч.
4. Дизайнер может нарисовать вам макет по брифу, но не его задача создавать бриф, определять целевую группу. СММ-менеджер может настроить компании, но не его обязанность определять содержание креативов, параметры аудитории, сегменты. Разработчик может написать вам работающий код, придумать архитектуры, протестировать, нарисовать интерфейс, но не его задача придумывать продукт, и тем более — писать спецификации.
5. Опытный заказчик делит работу на мелкие итерации, понимая, что учится и он, и исполнитель. Опытный заказчик ищет не столько опытного, сколько обучаемого исполнителя. Опытный заказчик работает с опытными исполнителями (и фрилансерами) долго. Тот случай, когда долго — это хорошо.
Можно ожидать, что в 2020-2021 гг. на рынке должны появиться независимые эксперты как отдельный профессиональный институт. То есть те компании, которые могут сделать экспертизу техзадания (например, на разработку приложения, в том случае, если его готовил непрофессиональный заказчик), могут дать оценку справедливой цены контракта, выступить гарантом сделки. И, возможно, это будет коворкинг. Предпосылки есть.