Группа новосибирских ученых создала новую систему обучения печати на клавиатуре. 10 часов тренировок по этой методике увеличивает среднюю скорость в 2-3 раза, а количество опечаток стремится к нулю.
Программа обещает формирование абсолютной орфографической грамотности.
Команда Алексея Андреева и ее проект «Клавиатурный тренажер Андреева» — резидент Технопарка Академгородка и победитель бизнес-акселератора А:СТАРТ в апреле 2020 г. Обучение автоматической печати аккордами построено на законах нейрофизиологии, и поэтому эффективнее всех существующих тренажеров, считает Андреев. Его методику стоит взять на заметку крупным организациям (редакциям, юридическим компаниям, call-центрам и др.): ведь пройдя десятичасовой курс, за счет полученных навыков и возросшей скорости набора текста (для начала — до 300-450 знаков в минуту), каждый сотрудник сэкономит компании 100-200 рабочих часов в год.
Автор инновационного тренажера — Алексей Андреев — педагог, психолог, тренер по физической подготовке, музыкант. Образование он получал сначала в сфере математики, потом — на философском факультете, а после — в МФТИ (Московский физико-технический институт). Сейчас удаленно учится на нейропсихолога.
Постоянно чего-то не хватает. Приходится искать, где взять недостающую для работы информацию, методики, научные статьи. Сейчас с вокалом разбираюсь, так там нужно элементарную аэродинамику, анатомию, нейрофизиологию знать. Хотя бы на примитивном уровне. Обычный вопрос — какая связь вокала и печати на клавиатуре? Если коротко: правильные занятия вокалом стимулируют блуждающий нерв (самый длинный нерв в организме), и это улучшает двигательный контроль. Детально рассказываю и показываю упражнения в моем бесплатном курсе на ютуб-канале, — рассказал Алексей Андреев.
Идея создать такой тренажер появилась как раз во время обучения нейропсихологии. В одной из зарубежных научных статей Алексей наткнулся на информацию, что у людей, занимающихся игрой на пианино, улучшает память и концентрациея внимания. Это навело его на мысль, что мозг можно развивать через моторику, движение, т.е. на физическом уровне:
Вот у компьютера есть так называемая железная часть (материнская плата, память, процессор и т.д.) и есть программы. С мозгом так же: есть «железо» и есть программы. Фишка в том, что «программы» будут запускаться только на хорошем компьютере — «прокачанном». На хилом мозге нет смысла пытаться выучить восемь языков, решать логические задачки, заниматься математикой. Это все будет бесполезно. Такая проблема, кстати, есть у мам, которые пытаются подготовить ребенка к первому классу так, чтобы он и на английском разговаривал, и по-русски писал, и считал сразу на уровне 3 класса. Это сродни попытке в практически несобранный и неподготовленный компьютер установить кучу программ и одновременно их запустить. Сначала нужно подготовить «железо» — создать нейронные связи на физическом уровне, и когда эта структура будет готова, тогда туда можно эти «программки» записывать. Мозг реализуется через движение. И через движение мы можем эту структурную связь («железо») прокачивать. А после — уже можно учить языки, математику и т. д. Когда я веду в зале групповые тренировки для детей, их задача заключается, с одной стороны, в том, чтобы «прокачать» мозги, с другой — отработать все рефлексы, которые в первый год жизни не отрабатываются, и создать фундамент для дальнейшего развития. Т. е. мы ищем слабые стороны и их отрабатываем: не умеешь ползать — ползаешь, не умеешь двигать пальцами — работаешь с пальцами.
По словам Андреева, существует довольно много клавиатурных тренажеров, но все они «идут от клавиатуры». Тренажер Андреева тренирует мозг через пальцы, чтобы создать автоматический двигательный навык и увеличить скорость печати минимум в два раза. Причем на любом языке. Но главная функция тренажера — улучшение работы мозга:
Мы проводим исследования с записью электроэнцефалограммы мозга, как благодаря нашей методике улучшается координация, память, когнитивные функции, как работают левое и правое полушария. То есть изучаем, как работа на тренажере влияет на работу и развитие мозга. Ведь если тренировать пальцы, то более активно включается 30% мозга (посмотрите гомункулус Пенфилда). Благодаря этому активируются и соседние области — речевая зона и зона письма. Поэтому логопеды так эффективно используют пальцы для улучшения речи.
Еще когда мы участвовали в акселераторе Технопарка, новая методика привлекла более сотни клиентов — это сотрудники компании «СмартДата», фитнес-парка Academic, резидентов Академпарка, пользователи из Украины и Беларуси. Сейчас команда проводит корпоративное обучение — повышает эффективность работы сотрудников организаций-клиентов.
Как рассказал Алексей Андреев, сейчас видеокурс «Обучение печати на клавиатуре» бесплатный. Постоянно выходят новые уроки на ютуб-канале проекта.
Совместно с Лабораторией Инжевика (структурное подразделение ФИТ НГУ), ООО «НПК Центр комплексного оснащения» стартаперы проводят научное исследование для людей 55+ о том, как тренировка пальцев на клавиатурном тренажере влияет на память, внимание и координацию. Во время исследования проводится тестирование когнитивных функций мозга и записывается электроэнцефалограмма мозга. Исследование проводится в НГУ (Ляпунова, 4). Нужно показать эффективность тренажера для людей старшего возраста с помощью доказательной медицины на уровне нейробиологии. В исследование войдет запись и анализ ЭЭГ и множество когнитивных тестов. Кстати, уже открыт набор желающих.
Меня интересуют темы, которые будут актуальны через пять, десять, пятьдесят лет. Условно говоря, через все эти промежутки времени человек все так же будет хотеть быть здоровым. Сейчас все с разных сторон указывает на то, что главную функцию в этом играет мозг. Он управляет телом, решает, будет что-то болеть или нет. И от него зависит скорость и сложность решения задач. Если мы хотим решать сложные задачи, то нужно создать для этого инфраструктуру. Именно этим мы и занимаемся — строим в мозге инфраструктуру для решения сложных задач. Будет ли эта инфраструктура использоваться и как — это дело каждого, — подытожил Алексей Андреев.
Автор: Мария Безденежных