Меню

При текущей волатильности курса рубля рост цен автомобилей неминуем

Рост цен в условиях снижения спроса приведет к просадке всего автомобильного рынка в 2020 г., считает страховой эксперт.

Заместитель управляющего Новосибирским филиалом по бизнесу РГС Банка Сергей Хлебников

Ценовая политика каждой марки и модели автомобиля находится в руках представительств и заводов. Но, несмотря на изменения в отрасли и повышение уровня локализации сборки, фактор курса рубля остается ключевым для многих производителей. И при текущей волатильности курса рубля рост цен автомобилей неминуем.

Если еще в марте 2020 игроки говорили, что они будут выстраивать ценовую политику в зависимости то того, на каком уровне зафиксируются курсы валют, то сейчас понятно, что рынок будет работать в текущих волатильных условиях.

Запасов машин, закупленных по «докризисному» курсу доллара или евро, должно хватить на некоторое время. Однако новые закупки авто по текущему курсу будут прямо влиять на стоимость автомобиля для потребителя. И если ситуация на валютном рынке не изменится, волна будет нарастать и накроет все без исключения модели автомобилей. Уже в марте ряд производителей повысил цены на свои модели в России — Suzuki, Toyota, BMW, Lexus, Changan, Renault и др. А сейчас мы ожидаем, что стоимость автомобиля поднимется от 5% до 20% по году (в зависимости от производителя и модели авто). Рост цен в условиях снижения спроса приведет к просадке всего автомобильного рынка в 2020 г.

Вслед за подорожанием новых автомобилей скорректируются цены и на авто с пробегом. Удорожание будет усугубляться отказом дилеров от скидок на подержанные автомобили. Быстрее будут дорожать «ликвидные» модели с быстрой оборачиваемостью. И прежде всего рост цен коснется популярными авто массового сегмента.

Ослабление рубля приведет также к росту цен на автозапчасти, в большей части — на импортные. Но волатильность на валютном рынке неравномерно влияет на ценовую политику игроков рынка запчастей. Некоторые производители быстро поднимают цены, другие — не торопятся и используют ситуацию для увеличения доли рынка. Тем не менее, когда валютный рынок закрепится на определенном уровне, цены на запчасти выровняются в соответствии с ним.

На фоне текущей ситуации автолюбители переживают, что некоторые бренды могут уйти с рынка или отложить продажи новинок. Но, во-первых, ситуация сейчас не похожа на 2014 год, в России остались крепкие бренды с понятными целями. Во-вторых, покупательский спрос надо поддерживать, а один из инструментов — постоянное обновление модельного ряда и вывод на рынок новых автомобилей. Поэтому не думаем, что старт новинок сильно оттянут. Но, если технологический цикл будет нарушен, то мы можем увидеть, сокращения поставок авто у части производителей, и тогда это может коснуться новинок.

Однако позитивные моменты у рынка есть. Во-первых, поддержка отрасли государством. Минпромторг РФ предложил расширить условия госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». При этом ценовой порог для автомобилей решено повысить с миллиона до 1,5 млн руб., а программу «Семейный автомобиль» предоставлять и семьям с одним ребенком. Таким образом, скидка в 10% за счет участия в госпрограммах поможет компенсировать рост стоимости автомобиля и привлечь клиентов.

Во-вторых, несмотря на апрельский провал рынка в разгар эпидемии, первые недели мая свидетельствуют об оживлении спроса, а выдачи растут. В апреле рынок и автокредитование брали паузу, ожидая перестройки каналов продаж в дилерской сети и изменения ситуации в экономике. Спрос в мае должен оправдать 50% наших первоначальных ожиданий.

Многие потребители отложат покупку авто. Но часть из них продолжит покупать на фоне ожидаемого роста цен и падения курса рубля.

По нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и во 2-3 квартале мы увидим обратный постепенный рост с полным возращением к плановым значениям в 4 квартале. Мы надеемся на оптимистичный сценарий. Сейчас мы оперируем тем, что экономика восстановится к началу 2021 года, следовательно, начиная с 2021 года мы ожидаем увидеть продолжение роста рынка продаж автомобилей, который наблюдался до старта пандемии.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» «Книга топ-листов» от 29.06.2020 г.