В период самоизоляции на автомобильном рынке появилось новое направление — онлайн-продажи. Автопроизводители настроены увеличить объемы и упростить покупку авто до уровня доставки.
Заместитель управляющего Новосибирским филиалом по бизнесу РГС Банка Сергей Хлебников
Процесс онлайн-покупки
Сейчас, не выходя из дома, покупатель может приобрести авто. Процесс покупки состоит из нескольких этапов. Для начала нужно выбрать автомобиль, его комплектацию, дополнительное оборудование и опции на сайте дилера.
Определившись с машиной, важно решить финансовый вопрос — необходимо ли брать кредит или уже есть накопленная сумма. Если покупатель выбирает первый вариант, то ему нужно изучить все предложения банков-партнеров дилера и подать заявку в понравившийся банк. Это тоже можно сделать онлайн с дальнейшим подписанием документов.
Следующий этап — оформление страховки. Разобравшись с полисами ОСАГО и КАСКО (последнее — не обязательно), покупатель получит расчет полной стоимости авто. Для его бронирования необходимо внести аванс любым удобным способом: с помощью безопасного банкинга на сайте через карту клиента, по QR-коду через мобильный банк или наличными при получении заказа.
После завершения всех предыдущих этапов и подтверждения сделки сотрудники на эвакуаторе доставят машину покупателю по любому адресу. В течение следующей недели клиент может вернуть авто без объяснения причин, если он сохранился в том же состоянии. Поэтому самым важным этапом для покупателя становится прием автомобиля и подписание акта приема-передачи. Важно внимательно осмотреть авто перед подписанием акта, так же, как это было бы при получении автомобиля в салоне дилера. В дальнейшем коммуникация с дилером проходит так же, как если бы автомобиль был приобретен офлайн.
У онлайн-дилера можно не только приобрести новый автомобиль, но и обменять свой с пробегом — с доплатой по договоренности. В таком случае покупателям предлагается программа трейд-ин. При этом экспертную оценку специалисты онлайн-дилера могут провести с выездом к покупателю или, при возможности, удаленно.
И наконец, онлайн-дилеры предлагают покупку подержанного автомобиля. Процедура такая же, как и при онлайн-покупке нового. Авто также принимается покупателем по акту приема-передачи. При этом он может быть возвращен в течение недели онлайн-дилеру в случае выявления покупателем несоответствия заявленных продавцом технических характеристик при продаже автомобиля. Внешний осмотр проводится при приемке авто покупателем.
Готовы ли россияне к онлайн-покупке авто?
Конечно же, большинству автолюбителей нашей страны все еще гораздо приятнее прийти в салон, посидеть в машине, потрогать кресла и постучать по колесу. Так, например, в прошлом году компания Renault провела неудачный эксперимент по онлайн-продажам, где из 300 кроссоверов удалось продать только два. А исследование Markswebb за 2019 год подтвердили, что российский авторынок еще не адаптировался к требованиям клиента, и онлайн-продажи оставляют желать лучшего.
Однако онлайн-каналы в принципе переживают сегодня период трансформации, к которой их подстегнул режим самоизоляции из-за эпидемии вируса. И проведенные РГС Банком исследования только подтверждают рост объемов онлайн-платежей и готовность россиян совершать через интернет как повседневные, так и крупные покупки.
Согласно данным autostat.ru, бренд Renault первым в российском массовом сегменте сделал процесс покупки автомобиля полностью дистанционным. При этом покупатель может выбрать способ получения автомобиля: доставка на дом или самовывоз из дилерского центра.
На текущий момент доступны к покупке онлайн автомобили брендов Audi, KIA, Hyundai, Volkswagen, Genesis, Mitsubishi и Honda. Также доступны к покупке онлайн автомобили с пробегом от различных производителей.
Конечно, после выхода из самоизоляции большинство россиян вернулись к офлайн-покупкам. Но при этом многие дилеры планируют сохранить возможность покупки онлайн, так у покупателей будет возможность попробовать эту опцию. В основном пользоваться онлайн-услугами готовы молодые люди 21-35 лет, живущие в столице или городе-миллионнике, например, в Новосибирске.
На данный момент сложно проанализировать статистику онлайн-продаж. Их процент очень мал по сравнению с объемами офлайн-покупок. Однако, с уверенностью можно сказать, что в период самоизоляции появилась новая возможность покупки авто и взаимодействия с дилером. Сегодня 10% россиян (3-5% новосибирцев) готовы купить машину онлайн. По прогнозам, эта цифра будет расти примерно на 4-5% каждый год.