Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин рассказал, как обстоят дела в отдельных отраслях экономики, изменилось ли поведение потребителя и можно ли заставить его совершить покупку.
Во время пандемии и постковида наблюдается резкое сокращение деловой активности в сегменте малого и среднего предпринимательства. Эта тенденция будет только продолжаться. Самый яркий пример — ресторанный бизнес. Треть ресторанов в Москве не открылась после окончания карантина, а среди тех, кто открылся, наверняка треть вновь закроется, — заявил Игорь Березин на Synergy Marketing Forum.
По словам эксперта, схожая ситуация сложилась в индустрии турагентств, работающих на западный рынок:
90% игроков уйдут с рынка. Ничего с этим не поделаешь. Людям, которые в этом бизнесе работают и не являются собственниками, я советую искать новую работу.
Березин также затронул тему потребительского поведения. По его мнению, ни маркетинг, ни реклама, ничто иное не может заставить людей делать то, чего они делать не хотят.
Вся мощь государственной пропаганды, направленная на сокращение потребления табачных изделий, все ограничения, штрафы, запреты, ежегодные повышения стоимости товара в несколько раз позволили сократить количество курящих людей за 15 лет только на 20%, — привел пример спикер.
Что касается потребительской активности во время карантина, то частично ее снижение или повышение зависело от ограничительных мер, считает он:
В тех условиях, в которых оказалось население, оно было вынуждено тратить меньше. Можно сказать, что в какой-то степени это был и осознанный, и вынужденный шаг. Миллионы людей не по своей воле перестали летать на отдых за границу, ходить в кино и рестораны. Зато они стали больше внимания уделять своему здоровью, больше денег тратить на маски, перчатки, лекарства, что позволило увеличить доход фармкомпаний в десятки раз.
Несмотря на статистические данные о том, что россияне за время карантина стали меньше тратить на непродовольственные товары, Игорь Березин подтверждает статистикой, что это относится не ко всем категориям изделий.
Так, например, садового инвентаря было куплено в 2–3 раза больше, чем прошлой весной, как и садовой мебели и климатической техники (очистители, кондиционеры, обогреватели, ионизаторы), где рост продаж был на 30–40%.
По мнению эксперта, реальные доходы потребителей в России в 2020 г. сократятся достаточно сильно.
В России это будет седьмой «скудный» год подряд. Российские потребители намерены экономить буквально на всём: от развлечений и одежды до лекарств и образования. Реальность ближайших 6–18 месяцев в потребительском поведении — это «консервативная простота», функциональность, экономия на «излишествах». Но в то же самое время мы уже больше тратим на своих родных и близких ради их комфорта и безопасности, особенно на бабушек и дедушек. Мы создаем и будем продолжать создавать запасы «жизненно необходимых» продуктов и будем больше тратить на гаджеты и мобильную связь, — заключил Игорь Березин.