Стратегии собственника и компании — чем они отличаются? Компания «Аптайм» поделилась опытом составления и разграничения бизнес-стратегий.
Управляющий партнер «Аптайм» Анна Муравьева
Уже давно наступили времена Agile, все в мире бизнеса резко стало быстрым, легким и подстраивающимся под внешнюю среду. Стали проще оргструктуры, многие проекты компании ведут короткими циклами, появилось гибкое планирование. В общем, довольно много классических инструментов менеджмента сейчас используется не так активно. Упрощаются методологии, подходы, инструменты в управлении компанией.
И именно о своем современном опыте в стратегии мы и хотели бы рассказать. Точнее, о самом первом (и самом важном) ее этапе — стратегии собственника, и о том, как в эпоху быстрых изменений не упустить самое важное.
Итак, стратегия собственника или собственников — это стратегия владения бизнесом, которая отвечает на главные вопросы собственника:
- Для чего мне нужен этот бизнес?
- Какие цели я перед бизнесом ставлю?
- Какие деньги я хочу от него получать?
- Какие и сколько ресурсов я хочу и готов в него инвестировать?
Ключевые отличия стратегии собственника от стратегии компании
Рассмотрим, что входит в стратегию собственника и стратегию компании с точки зрения бизнеса в целом, а также с точки зрения целей и финансового результата, рынка, ресурсов и безопасности.
- С точки зрения бизнеса в целом стратегия собственника включает: бизнес-портфель, модель бизнеса (в том числе ФЭМ). Стратегия компании — миссию, видение, ценности и стратегию роста и развития.
- С точки зрения целей и финансовых результатов стратегия собственника включает: целевой размер чистой прибыли и девидендную политику. Стратегия компании — BSC (карта целей, дерево целей), иногда дорожную карту, дерево KPI.
- С точки зрения рынка стратегия собственника включает КФУ компании. Стратегия компании — стратегию конкуренции, продуктовую стратегию.
- С точки зрения ресурсов стратегия собственника включает: инвестиционную политику, формирование резерва, политику по отношению к внешнему финансированию, политику по отношению к ключевым ресурсам. Стратегия компании — финансовую, кадровую, производственную, антикризисную стратегии и кредитную политику.
- С точки зрения безопасности стратегия собственников включает налоговую политику, стратегия компании — антирисковую.
Как мы видим, вопросы и сферы, которые охватывают стратегии собственника и компании, связаны между собой, причем последовательно: по сути, все пункты, перечисленные в колонке «стратегия компании», — это ответы на вопросы, как собственнику достичь своих целей в бизнесе в той или иной его области.
Например, показатель «чистая прибыль» становится верхним показателем BSC компании и далее декомпозируется вниз. А в финансовой стратегии компании отражено, как будут распределяться финансовые ресурсы, которые распределяет в бизнес собственник в определенном размере и на определенный период.
То есть в идеале все цели собственника становятся мета-целями для всей компании. Рассмотрим ситуации, к которым иногда может привести нарушение этой последовательности.
- Альтернативные издержки или издержки упущенной выгоды
Самый банальный и самый «обидный» исход ситуации, который можно предположить. Представьте, что вы делегировали своему генеральному директору построение стратегии компании на будущий период, он успешно справился со своей задачей и достиг всего запланированного. К концу отчетного периода вы смотрите «в цифры» и понимаете, что таких же размеров прибыли вам лично можно было бы достичь другими, более энергосберегающими способами (вложив деньги в банк или путем продажи компании). Иными словами, получить тот же выхлоп, сэкономив и все остальные ресурсы. Этот вариант возможен скорее в тех случаях, когда собственник выступает по отношению к своему бизнесу в роли инвестора и не принимает активного участия в построении стратегии. Если ситуация такова, то тому, кто реально управляет компанией, нужны четкие критерии «хорошей стратегии» от собственника, зафиксированные в акционерной стратегии.
- Потеря управляемости и размытые границы
Опыт нам подсказывает, что у многих в бизнесе есть некое подсознательное убеждение: если из компании исчезает ответственный, то и его зона ответственности тоже куда-то испаряется — что-то из области «уволили начальника отдела кадров и забыли о КДП». Так вот, со стратегией собственника та же история — если вы как собственник не установите, например, размер прибыли на будущий период, это придется сделать кому-то за вас, и не факт, что вы этим останетесь довольны.
- Риски
Существует всего восемь видов ресурсов:
- деньги
- время
- информация
- материально-технические ресурсы
- технологии
- люди
- связи
- власть
Собственник бизнеса рискует всеми и вдобавок собственной безопасностью, поэтому никто в его компании не мыслит этими рисками больше, чем он. Генеральный директор и топ-менеджмент рискуют в большей степени имиджем и своей премией за результат. А вот реальная мотивация сохранить бизнес и ресурсы, обеспечить компании безопасность движет в основном владельцем. Поэтому делегировать вниз вопросы налогов, резерва, антикризисных мероприятий чревато тем, что руководитель просто не учтет все то, что может быть для владельца бизнеса весьма существенным и важным.
Поэтому можем сказать: собственники, не пренебрегайте своей стратегией и всегда определяйте свои ожидания относительно бизнеса — это поможет значительно снизить ваши риски и увеличит шансы достичь целей оптимальными способами.