«Нео-Пак» появился не в 90-е и не перерождался из советского комбината, как многие новосибирские заводы, однако все это время работает в перманентной зоне турбулентности.
Рынок упаковки хорош тем, что у него есть варианты жить и расти, даже когда многое падает. Каково это — рождаться в 2000-е и вкладываться в иностранное оборудование, когда на рынке каждый день — колебания валют и локальные войны? Директор «Нео-Пак» Александр Ладан подходит ко всему с оптимизмом и считает, что все зависит только от управленческого таланта руководителя.
Экскурсия на производство
Рынок, которого нет
Команда, которая возглавила два крупных новосибирских завода — упаковки и гофротары — в начале 2000-х работала в компании «Сибирский берег». Это было пищевое производство, на котором Александр Ладан как раз плотно занимался вопросами упаковки и получил большой опыт общения с представителями этого рынка. В Новосибирске в то время рынок упаковки не был сформирован, здесь производили в лучшем случае пленку без печати или бумагу. Компания решила запустить свою типографию. А позже, после продажи «Сибирского берега», рассматривая перспективные рынки для инвестиций, команда реализовала идею в более ощутимом масштабе и запустила свое предприятие по производству упаковки и пакетов.
Этот рынок оказался почти беспроигрышным, поскольку всегда есть сегменты, которые не падают ни в какой кризис (например, продукты), а диверсификация бизнеса еще больше укрепляет позиции. Так, в локдаун-2020 у «Нео-Пака» просел сегмент пакетов, но выросла упаковка продуктов, так как популярность некоторых пищевых товаров ощутимо взлетела.
Правильность выбранного направления предприятие за эти десять лет доказало не раз. Если в начале деятельности новосибирского завода у российских игроков рынка упаковки были серьезные конкуренты в Украине, то после осложнения отношений с ней в 2014 г. рынок в России заметно взлетел.
Однако, как отметил Александр Ладан, вход в этот бизнес, несмотря на его перспективность и кажущуюся легкость пребывания на рынке, довольно долгий. Задачу осложняло оборудование, которое сильно увеличивало первоначальный порог инвестиций, так как покупать нужно было европейское, не имеющее аналогов в России. Поэтому цена входа на рынке упаковки высокая.
«С миллионом евро здесь делать нечего, — отрезал Александр Ладан. — Инвестиции измеряются десятками миллионов».
Поскольку рынок был абсолютно пуст, «Нео-Пак» постепенно закрывал все необходимые сегменты: сначала был запущен один комплект оборудования — экструзия, печать, резка, ламинация, — постепенно ввели второй, затем появился третий, его запустили уже в 2019 г. Начинал завод с простой упаковки — для макарон, мороженого и т.п. Потом появился участок экструзии, потому что негде было купить качественный полиэтилен. Затем на рынке стал активно развиваться сегмент пакетов, «Нео-Пак» решил встроиться и в эту сферу — запустил пакетный участок.
Новые линии на предприятии появлялись примерно раз в три года. Первая выпускала 200 тонн упаковки в месяц, сегодня мощность составляет порядка 700 тонн упаковки и пакетов в месяц, но стоит задача поставить четвертую линию и увеличить показатель до 1000 тонн.
Помимо запуска дополнительных линий и нишевых сегментов, компания рассматривает варианты объединения с другими игроками, так как сейчас идет тренд на укрупнение, и становится проще купить небольших игроков, чем запускать какие-то сегменты с нуля, отметил Александр Ладан.
Модернизация площадок
Первое почти десятилетие своей жизни «Нео-Пак» располагался на двух разных площадках. С покупкой новых линий и расширением завода руководство пришло к решению объединить все на одной большой площадке. Модернизация предприятия произошла в 2019 г., за что Александр Ладан был признан Промышленником года в рамках премии «Человек года».
В прошлом году было фактически создано новое предприятие, так как появилось модернизированное оборудование, значительно расширилась сама площадка, и на 40% выросла мощность производства. На все это ушло более 250 млн руб., и это были 50:50 — собственные и заемные средства.
Основу производства гибкой упаковки теперь составляет оборудование чешской компании SOMA Engineering. Оно позволило максимально автоматизировать процесс и контролировать качество печати во время работы машины (in-line), что заметно увеличивает производительность. В пределах одного заказа оборудование способно работать в режиме нон-стоп, в России таких машин всего около десятка.
Также, что касается качества, то у «Нео-Пак» есть свой отдел технического контроля, сопровождающий весь производственный цикл. Все материалы, поступающие на предприятие, перед применением в производстве проходят приемку по качеству. На всех этапах проводится контроль основных технологических параметров, есть своя лаборатория, где материал проходит проверку на прочность.
Обновление площадки позволило предприятию стать более экологичным. В этом году завод усилил позиции по вторичной переработке материала: специально для профильной выставки выпустил пакеты, содержащие более 60% вторично переработанной пленки. Так компания продемонстрировала способность к переходу на практически безотходное производство. Пока объемы вторички небольшие, но это только начало, отметил Александр Ладан.
Руководство «Нео-Пак» намерено в ближайшие годы продвинуться на рынке, получив в клиенты пищевые и косметические предприятия СНГ, а также крупнейшие торговые сети. В планах завода — новые инвестиции в расширение.
Съемки сюжета: 2aproduction_video