Новосибирские бизнесмены рассказали DK.RU, как пережили весеннюю онлайн-учебу детей и с какими чувствами ждут возвращения дистанционки.
16 ноября 2020 г. в Новосибирской области ученики 6-10 классов средних школ перейдут на дистанционное обучение. DK.RU спросил, довольны ли родители дистанционным обучением школьников.
Елена Потапова, директор консалтингового агентства «VIP-club»
Кроме обычных школьных уроков, у нас были еще дополнительно английский по скайпу и дистанционные занятия в Школе творчества. Домашних заданий много, и все их надо было или сканировать и отправить на электронную почту, или выложить на Яндекс.Диск. Понятно, что это тоже делала я, а не ребенок. Безумное количество времени отнимал просмотр родительских чатов (класса, школы Творчества и английского языка), разбор домашних заданий и отправка.
Конечно, педагоги делали все, что могли, но как можно научить чему-то онлайн младшеклассников, не имея для этого ресурсов? Все темы дети изучали вместе с родителями, а функция учителя сводилась к выдаче заданий и их проверке. В итоге родителям приходилось все объяснять самим, если, конечно, у них хватало на это времени и сил. В сентябре дети вернулись в школу и сразу стало видно, насколько каждый класс просел в учебе из-за весенней дистанционки. Это не вина учителей. Переход на дистанционное обучение был вынужденным и оправданным, но система образования оказалась к нему совсем не готова. Сейчас все повторяется у старшеклассников. Надеюсь, в этот раз все будет организовано лучше, и дистанционное обучение станет более эффективным.
Алексей Лузянин, директор ООО «МИАЛаудит»
На опыте своей организации знаю, что самое главное при переходе на дистанционку — обеспечить контроль за качеством работы. То же самое должно быть сделано и в школе. Власти должны в экстренном режиме продумать и реализовать систему контроля качества дистанционного обучения. Надо, чтобы педагоги могли оперативно оценить, насколько хорошо ученики усвоили новые знания.
В нынешнем виде дистанционное обучение детей расслабляет. Может быть, старшеклассники более ответственные, могут сами заниматься — не знаю. Но вот ученики средних классов к такой учебе совершенно не готовы. Для их родителей учеба стала второй работой. Многие мои друзья и знакомые говорят, что это просто кошмар. Они приходят с работы и тратят уйму времени на то, чтобы объяснять детям учебный материал. Нашу семью в этой ситуации пока спасает только то, что жена не работает и может уделять учебе сына больше времени.
Анна Христолюбова, директор типографии Андрея Христолюбова
С точки зрения результата учебы я, конечно, онлайн-школой недовольна. И дело даже не в оценках в дневнике. За них меньше всего переживаю. Считаю, что главное — это научить детей трудиться. А в этом плане онлайн-учеба сильно изменила привычные настройки. От детей требуется больше самоорганизованности, ответственности. А им, объективно, в силу возраста, этих качеств еще просто не хватает. Вот результат и страдает.
Во время дистанционной учебы мне пришлось чаще контролировать мальчишек, напоминать в какое время надо подключиться к онлайн-урокам. Средний еще рулится, а у старшего —переходный возраст, считает, что сам лучше знает, что ему делать. Сын увлечен спортивными танцами, даже пробует себя в роли тренера, и все мысли у него сейчас повернуты в эту сторону. Он, конечно, молодец, можно сказать, работу себе уже нашел. Но все-таки приоритеты ему иногда приходится подправлять.
Честно сказать, мои мальчишки танцами и музыкой загружены так, что у них просто не остается свободного времени на бесцельные тусовки. Но ведь, к сожалению, не у всех так. Много вы видели во время дистанционки подростков, сидящих дома? Они все тусуются на улице или в торговых центрах. Заявленная цель перехода на онлайн-учебу — сократить общение — на практике совершенно не выполняется.
Александр Чернокульский, управляющий агентства недвижимости «Жилфонд»
Старшая дочь весной активно пользовалась новыми возможностями онлайн-обучения. Даже по электронной ссылке «ходила в гости» на урок в чужую школу послушать, как заданную тему объясняет другой преподаватель. И сейчас она даже рада, что возвращается дистанционка, поскольку не видит смысла ходить в лицей только ради учебы. Вот если бы там кипела обычная школьная жизнь с постановкой спектаклей, какими-то соревнованиями, сборами, которой не стало с введением карантинных мер.
Наверное, со временем система образования изменится в сторону совмещения очного и дистанционного обучения. Все старшеклассники будут смотреть онлайн-лекции лучших в стране учителей математики или географии, а в школе педагоги будут отрабатывать на практике полученные знания. А вот дети помладше к такому способу обучения психологически не готовы. Они непоседливы, легко отвлекаются, могут параллельно с лекцией смотреть мультик.
Конечно, я вижу и много минусов дистанционного обучения. Во-первых, дети слишком много времени проводят за компьютером, а это вредно для здоровья. Во-вторых, нет обратной связи. Преподаватель не видит глаза учеников, ему не ясно, поняли они тему или нет. В-третьих, нет живого общения со сверстниками. Очное обучение хорошо тем, что помогает сформировать коммуникативные навыки, учит находить выход из конфликтных ситуаций. В 12 лет это не менее важно, чем знания по какому-нибудь предмету. В-четвертых, хотя это можно назвать и первым, у многих дома просто нет нужного количества компьютеров.
Оправдан ли в принципе переход на дистанционное обучение из-за коронавируса? Думаю, когда вопрос стоит о жизни и здоровье людей, то лучше перестараться, чем приложить недостаточно усилий. Будь я губернатором, нашел бы какое-то другое решение? Наверное, нет. Ничего другого не придумаешь. Я сам переболел этой заразой. К счастью, в легкой форме. Так что понимаю, какой опасности подвергается старшее поколение, в том числе учителя.
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting
Первое. Ты не видишь и не слышишь аудиторию. Соответственно, не можешь адекватно понять, усвоили ли обучающиеся то, что ты им рассказываешь.
Второе. Нет уверенности в том, что по прохождении курса они вообще все это вспомнят. Я спрашиваю студентов, которые были у меня на обучении в прошлом учебном году, что они помнят из того курса. Результаты не радуют.
Говоря обобщенно, онлайн-образование пока не является суперэффективной формой обучения. Всему обществу — и в первую очередь преподавателям — нужно много учиться. Но даже при их супервысокой квалификации проблемы, конечно, останутся...
Повторю: онлайн-образование, как оно есть в России, необходимо еще не один год модернизировать. Ни средняя, ни высшая школа страны ко всему этому оказались не готовы. Но другого выхода у нас сейчас нет. Поэтому придется продолжать, наращивая навыки с обеих сторон — и у учителей, и у обучающихся. Се ля ви.
Константин Антонов, депутат Законодательного собрания Новосибирской области
Дистанционка выявила несколько проблем. Первая. Оказалось, что Россия не имеет собственных информационных платформ для онлайн-обучения. Хотя деньги на «Цифровую Россию» потрачены немалые, но почему-то учеба идет не в отечественных программах, а в иностранной Zoom. Российская «Электронная школа» — это «хижина дяди Тома» среди небоскребов. Вторая проблема — нет методик дистанционных занятий, соответствующих федеральным государственным стандартам образования (ФГОС). И никто их разработкой пока не озадачился. Третья проблема — обучение стало самостоятельным и автономным, ребенок предоставлен сам себе, а роль учителя сводится к тьюторству. В результате проблема аттестации, проверки знаний превращается в полную профанацию. Я был свидетелем, как двоечник за пять минут «выполнил» задание на пятерку, просто найдя ответ в интернете.
Значит ли это, что надо прекратить дистанционное обучение и вернуть детей в школу? Нет. При всех минусах онлайн-обучение сейчас необходимо, поскольку помогает прервать цепочки заражения вирусом. Даже двухнедельные каникулы уже дали положительный результат. Главврачи ковидных госпиталей говорят, что в последние дни напряжение стало спадать. Что делать? Как решить те проблемы, которые перечислил? Все, что касается оснащения техникой, за короткий срок не исправить, надо время. А вот поиск и тиражирование лучших учительских практик — это то, что можно и нужно сделать быстро.
Впереди — празднование Нового года, новогодние каникулы. Не лишатся ли наши дети праздника из-за противоэпидемических мероприятий? Будут ли в городе горки, катки? Я считаю, их надо делать обязательно. Риск заражения на улице минимален. Но надо делать не только одну большую горку в центре города, а сотни маленьких. Чтобы они были в каждом дворе. И жители сами их сделают — только не мешайте.
Подготовил Лев Левин