Меню

Новая реальность. Опыт интеллектуального бизнеса

руководитель Сибирского регионального центра КПМГ Леонид Козленко. Иллюстрация: КПМГ

Вряд ли в мире сегодня есть сферы жизни, которые не были затронуты пандемией, и вряд ли найдется хотя бы один бизнес, который не был вынужден так или иначе трансформироваться под новую реальность.

Особый интерес в этом плане представляет опыт интеллектуального бизнеса — аудиторско-консалтинговых компаний, которые перестраивали не только собственные процессы, но и помогали своим клиентам справиться с беспрецедентными вызовами по всем направлениям. Мы поговорили с руководителем Сибирского регионального центра КПМГ Леонидом Козленко об опыте, который был получен за время пандемии, и планах на будущее.

Леонид, хотелось бы начать с ситуации именно внутри вашей компании. Как КПМГ пережила весенний локдаун и как продолжает работать сегодня?

— Для нас адаптивность давно стала одним из ключевых факторов успешности бизнеса. Мы шли к более гибкому режиму работы для сотрудников, например, предлагали отдельные дни работать из дома, но, естественно, никто тогда и не предполагал, что данная опция будет обязательной, чтобы обеспечить безопасность нашей команды. Конечно, потребовались некоторые изменения в построении работы внутри команды, но инфраструктурно мы были готовы к полному переходу на удаленку.

Мы постоянно находимся в контакте с нашими ключевыми партнерами из бизнеса и видим, что многие оказались в ситуации «идеального шторма», когда кроме общего спада в экономике пришлось «заново учиться ходить» и перестраивать все бизнес-процессы практически с нуля. Мы рады, что собственный опыт организации удаленного формата работы в КПМГ был и продолжает быть полезным нашим клиентам.

Кроме того, мы считаем важным дать бизнесу возможность поделиться полученным в кризисный период знанием, сохранить и обобщить его. На нашем контентном портале KPMG Mustread можно найти интервью с топ-менеджерами крупнейших российских компаний и экспертные материалы от ведущих сотрудников КПМГ.

Данные за три квартала 2020 г. Показывают, что сделки в секторе инноваций и технологий продемонстрировали существенный рост

Как вы оцениваете ситуацию в экономике сейчас и что нас ждет в ближайшие месяцы?

— Очевидно, что абсолютное большинство компаний в 2020 г. находятся под прессом целого ряда факторов, из которых ключевыми являются общее снижение темпов экономического роста, COVID-19 и санкционное давление. И если с последним фактором рынок уже более или менее научился работать, то первые два пока имеют существенный негативный эффект. Например, весной мы проводили опрос среди компаний сектора горной добычи и металлургии, который показал, что в целом производители видят себя уязвимыми в текущей экономической ситуации. По их прогнозам, в ближайшие 6 месяцев цены на их продукцию будут только снижаться в связи с переизбытком предложения на рынке и общим замедлением мировой экономики. Если не сужать анализ до конкретного сектора, то в целом компании ожидают по итогам 2020 г. снижения финансовых показателей в диапазоне от 10% до 40%.

При этом однозначно можно выделить ряд компаний, которые и в данной ситуации смогли добиться успеха. И это не только производители медицинских масок. Мои коллеги из Департамента инвестиций и рынков капитала на протяжении многих лет проводят анализ российских сделок слияний и поглощений. Данные за три квартала 2020 г. показывают, что сделки в секторе инноваций и технологий продемонстрировали существенный рост как по количеству — произошло увеличение с 39 до 46, так и в стоимостном выражении с 2,6 до 4,2 млрд долларов США. Динамика в нефтегазовой отрасли, которая всегда была в «передовиках», обратная.

Считаете ли вы действия государства в текущей ситуации эффективными? Получают ли компании реальную помощь? Какие направления этой помощи, возможно, необходимо усилить?

— Конечно, мы отмечаем усилия государства по поддержке компаний. Отдельно анализировали доступность налоговых инструментов господдержки, которая оказалась на довольно низком уровне по сравнению с мерами нефискального характера. Это обусловлено тем, что постановление правительства №409 ориентировано на помощь компаниям, представляющим сегмент МСП, пострадавшим отраслям или системообразующим игрокам. Как показали результаты нашего опроса участников рынка, антикризисные налоговые меры правительства никак не помогли значительной части крупного бизнеса, большая доля которого не относится ни к системообразующим компаниям, ни к пострадавшим отраслям.

Что касается ключевых инструментов налоговой поддержки на этапе выхода из кризиса, то существенная часть опрошенных компаний отметила необходимость таких шагов, как упрощение требований для получения инвестиционных льгот (СПИК, РИП и т.д.) — 42%, возврат права регионам устанавливать льготы по налогу на прибыль в рамках своих бюджетов — 66%, субсидирование поддержки занятости на крупных предприятиях — 58%.

Думаю, для нашего региона сейчас важно продолжать дискуссию на федеральном уровне как минимум по первым двум пунктам. Мы, со своей стороны, активно помогаем нашим клиентам в выборе оптимальных мер поддержки и формировании соответствующего пакета документов для государственных органов.

Каков ваш прогноз на ближайшее время? Что нужно делать компаниям, чтобы не только выжить, но и преуспеть?

— Я никогда не был любителем строить краткосрочные прогнозы, тем более сегодня, когда единственная определенная вещь — это будущая неопределенность.

Мы ожидаем большого роста в медицине и сопутствующих отраслях. Текущая ситуация приучит людей чутко относиться к своему здоровью, соответственно спрос на данные услуги и разработки будет расти как минимум несколько ближайших лет, пока будут свежи впечатления от 2020 г.

Из тех историй успеха, которые мы уже видим на рынке, можно выделить закономерности и объединяющие характеристики. Как правило, хорошо себя чувствуют компании с минимальным временем принятия управленческих решений, существенным количеством автоматизированных и онлайн-процессов, а также глубоким знанием потребителя своего продукта.

Кстати говоря, сбор информации о паттернах своих потребителей и усилия по глубокому изучению психологии принятия решений уже пытаются монетизировать многие крупные компании. Думаю, объединение разных сервисов вокруг жизни конкретного потребителя — это тренд на предстоящие несколько лет. Соответственно, случаи, когда в отделении банка вам предлагают заказать продукты или при поездке в такси активно продвигают финансовые услуги, будут встречаться все чаще.

В связи с постепенным переходом всего в онлайн каждый дополнительный шаг будет насыщать наш так называемый цифровой след. Кроме очевидного удобства, все это несет дополнительные риски как для потребителя, так и для бизнеса. Недавно мы проводили с АСИ совместное исследование по цифровизации бизнеса, и более 60% респондентов назвали риск информационной безопасности первостепенным в процессе внедрения инноваций.

Поэтому неудивительно, что количество запросов на поддержку в соответствующих преобразованиях у КПМГ существенно возросло. Это значит, что рынок ценит наши компетенции, и мы смотрим со своими бизнес-партнерами на ситуацию в одном направлении.

А есть ли какая-то специфика у ситуации в нашем Сибирском регионе?

— Текущая ситуация все больше стирает границы между регионами. Сейчас, когда большинство услуг и заказов ушло в онлайн, для пользователя не всегда важно, в каком городе имеет регистрацию соответствующий продавец. В результате сибирский бизнес конкурирует и взаимодействует не только с местными, хорошо знакомыми игроками, но и с представителями иных географий и, что приятно отметить, сам активно идет в другие города и регионы. Поэтому на федеральном уровне Новосибирск в этом году звучал не только как место расположения «Вектора», но и как родина одной из самых дорогих компаний Рунета — 2Gis в связи с их крупной сделкой со Сбербанком. Лично я многого жду от проекта «Академгородок 2.0» и надеюсь, что он станет настоящей визитной карточкой нашего региона на годы вперед.

Тренд на стирание границ мы также начинаем видеть и в рынке труда. Современные цифровые технологии и существенные экономические стимулы для развития практики удаленной работы привели на наш рынок федеральных игроков. Поэтому за нашего кандидата мы уже конкурируем не с новосибирским бизнесом и местными филиалами компаний, а с компаниями по всей России. Причем кандидату теперь не обязательно даже переезжать.

Раз уже заговорили про рынок труда — мы знаем, что вы активно работаете с молодыми специалистами и взаимодействуете с местными вузами. Есть ли какие-то изменения в этом аспекте бизнеса?

— Рынок образования сейчас переживает настоящий тектонический сдвиг. Как метко отметил представитель одного из наших образовательных партнеров, вся отрасль получила настоящий «пинок» в светлое будущее. Надеюсь, что позитивные изменения, которые были скорее вынужденными, в большей части сохранятся и после снятия ограничений. Во всяком случае, количество опозданий на лекции в онлайне точно уменьшилось. Важно, что адаптивность образования также очень коррелирует с ожиданиями потребителей данной услуги — студенты уже давно «в цифре», и обучение в конкретном вузе в их головах конкурирует с условной Coursera и прочими онлайн-площадками.

Что касается нашего найма, то, несмотря на рост безработицы, стоящих специалистов все еще сложно найти. В своих кандидатах мы ищем, помимо прочего, ключевые навыки, описанные концепцией 4К: коммуникацию, кооперацию, креативность и критическое мышление. Порог для входа в профессию достаточно высокий, и не все выпускники готовы инвестировать свое время и усилия.

В целом в текущей ситуации команда офиса проявила себя с наилучшей стороны, поэтому я в полной мере уверен в своих специалистах и в том, что мы сможем внести значимый вклад в развитие нашего региона.