В сердце микрорайона «Стрижи» есть сквер, где часто собираются наши жители, а в центре сквера — скульптурная композиция «Сердце Данко».
Алена Залуцкая, автор композиции, воплотила эту работу в двух эпизодах. Первый стал любимым местом встреч жителей, а второй — важной вехой в жизни «Стрижей».
К ерамическое «Сердце Данко» было выпечено в присутствии шести тысяч жителей на дне рождения микрорайона. На излете праздничного файер-шоу, под открытым небом, после многих часов выпекания, пышущая жаром муфельная печь была разбита. И в снопе искр, взметнувшихся в ночное небо, было рождено пылающее, горячее «Сердце Данко».
В повести Горького сердце было растоптано людьми и искрами разлетелось по степи. Наше «Сердце Данко» было создано в горячих искрах.
Так случилось, что это сердце оказалось в молодежном центре «Стрижи» и обрело там своего хранителя. И сегодня мы разговариваем с хранителем сердца, директором молодежного центра, Лазаревой Ольгой Анатольевной.
Ольга, как получилось, что «Сердце Данко» оказалось в твоем центре?
— Ты знаешь, оно просто не могло нигде в другом месте оказаться (смеется). Все, кто бывает у нас, все подходят к нему, и каждый хочет прикоснуться. Я сначала думала, что нужно убрать или огородить. А потом я поняла: всем хочется погреться руками. Благодаря тебе, благодаря этой совершенно чудесной идее создать эту скульптуру. Я надеюсь, что это растопило чье-то сердце, думаю, многие чувствуют, что сами мы здесь оставляем собственные сердца целиком и полностью! Что мы открыты ко всем так же, как сердце Данко. Спасибо тебе, что «Сердце» стоит именно у нас, оно стало неотъемлемой частью молодежного центра. Я его никому не отдам.
А как ты сама, будучи певицей, стала его частью? Сибирский Народный хор, колледж культуры, МЦ «Стрижи» — это набор случайностей или закономерность?
— Это могучая закономерность, за которую я благодарна каждому человеку, который привел меня на каждый ее этап. В Сибирский хор меня привела моя мама, а народный артист Вячеслав Викторович прослушал меня и сказал: «У тебя уникальный голос, я на любых условиях готов тебя взять». Эти слова до сих пор они звучат в ушах, они вели меня все 17 лет в Сибирском хоре. Там закладывалась моя любовь к Родине, мой патриотизм, для меня это — не пустое слово. Я наполнялась от концерта к концерту, от сцены к сцене, и сейчас я передаю это детям в центре. То, что я могу делиться опытом с детьми, я поняла в колледже культуры, дети смотрели там на меня как на артистку, которая может научить их не только культуре поведения на сцене, но и тому, какие произведения брать, чтобы выйти с ними на сцену, что сказать людям и как сказать. Прошло семь лет, как я ушла из колледжа, но все студенты, все выпускники пишут мне и благодарят: «Ольга Анатольевна, спасибо за то, что научили нас главным вещам, которые мы теперь передаем детям».
А в молодежном центре я занимаюсь не только детьми, но и их родителями. Это теперь моя семья, родные люди. Дети благодарны за возможность проявить свои таланты, а родители благодарны за возможность заниматься у великолепных педагогов. У тех преподавателей и мастеров, которые сами достигли огромных результатов. К сожалению, в последнее время очень мало настоящих мастеров, они на вес золота. Почему в «Стрижи» приезжают на занятия со всего города? Потому что мы с вами собрали команду великих мастеров. Я благодарна, что эти люди с нами.
Раз мы заговорили о людях, то кто эти великие мастера? И почему их можно считать великими?
— Это команда педагогов МЦ «Стрижи». Знаешь, Игорь, можно быть очень хорошей певицей, но не быть хорошим преподавателем. Можно быть великим хоккеистом, но не уметь научить ребенка всему, что чем ты владеешь.
У нас работает Шкитина Анастасия Александровна, это великий педагог, великий преподаватель, великий мастер декоративно-прикладного искусства. Это человек мира. Это наш миссионер, который по всему городу и по всей области передают свое мастерство. В день она принимает 90 детей, хотя по всем нормам должно быть 20.
Секция ушу — Дмитрий Минин, многократный чемпион мира по ушу, на сегодняшний день у него 90 детей, а должно быть 25-30, как у любого тренера. Вы понимаете, насколько много желающих попасть к Диме на занятия.
Хоккейный клуб «Стрижи». Три великолепных тренера, Илья Цыпленков, Егор Гесс и Андрей Лазарев. Это тренерский состав, которой приводит наш хоккейный клуб к победам. У ребят занимаются 65 детей, и ребята не отказывают никому. К нам перешли два хоккейных клуба — «Пингвины» и «Прогресс», мы взяли ребят в свою семью, сейчас и они счастливы, и мы рады, что к нам переходят ребята из других клубов.
Вокальная студия «Стрижи». С ребятами занимается выпускница Новосибирской государственной консерватории Анна Меринюк, и они занимают на региональных и всероссийских конкурсах первые места.
Хореография. Два выпускника Кемеровской академии, это семья Хомченко, Любовь и Сергей, про них тоже можно говорить бесконечно, труженики великие, с утра до вечера живут в молодежном центре «Стрижи», на сегодняшний день у них занимаются 120 детей. С ними мы съездили на фестивали и конкурсы, в Казани заняли первое место на фестивале, с фестиваля в Сочи ребята привезли гран-при.
За такой короткий период времени был создан профессиональный коллектив, и мы имеем такие грандиозные результаты. Все это благодаря огромному желанию передать все свои навыки и знания ребятишкам.
Главное, что все занятия проходят бесплатно. Кто к нам ни приходит, удивляются: а что, существуют еще бесплатные кружки? Для меня это больно слышать. Я выросла в советской стране, где мы бесконечно занимались в огромном количестве кружков бесплатно. У меня мечта, чтобы как можно больше детей могли заниматься бесплатно.
Ольга, а сколько сейчас ребятишек в твоем молодежном центре?
— 700 человек. 650 детей в кружковой деятельности и 50 волонтеров, которые приходят к нам и помогают в наших добрых делах.
А на сколько рассчитан молодежный центр?
— 10 ставок, 10 кружков, у нас должно заниматься 250 человек, по 25 человек на каждого руководителя. И мы надеемся, что когда-нибудь у нас будет возможность принять еще больше ребятишек и дать возможность развиваться не только 700 детям, но и тем, кто стоят в очереди и хотят попасть к нам.
Те ребятишки, которые являются частью молодежного центра «Стрижи», можно ли их охарактеризовать каким-то одним словом? Выделить доминирующие яркие качества, что их объединяет? Чем они отличаются от любых других ребятишек?
— Знаешь, Игорь, есть фраза: счастливое детство. В чем это счастливое детство? В том, что тебя любят. Наши дети отчетливо понимают, какое у них сейчас счастливое детство: ими занимаются; и люди, к которым они приходят, им всегда говорят: «Давай! Ты сможешь! Ты настолько талантлив!» Я говорю всем родителям: не бывает неталантливых детей. Каждый ребенок, пришедший сюда, на землю, принес собой талант. Задача наша и ваша, как родителей, открыть его.
Я считаю, что наши ребятишки счастливы. Я вижу это по глазам, по результатам. А как охарактеризовать одним словом?
Правильно ли я понимаю, что другие дети обделены сейчас счастливым детством?
— Обделены, Игорь. О чем я говорю бесконечно и бью во все колокола.
И для меня это боль бесконечная, и мы должны сделать все, чтобы каждый ребенок был занят. Представляешь, сколько их в городе, сколько их в области, сколько их в России? Это говорит о том, что мы, взрослые, нарушили этот баланс в природе! Нельзя больше закрывать глаза! Этого не должно происходить в стране. Надо что-то делать!
Но то, что зависит от нас, то, что мы можем, — мы сделали.
Оля, скажи пожалуйста, что тебе дают дети и родители, которые в твоем облаке находятся?
— Желание развиваться дальше. Вместе с ними. Находить новые направления, новые проекты, новые мероприятия. Ни одно наше событие не похоже на другое, ни на эмоциональном уровне, ни на визуальном.
Ты приходишь на концерт, и ты понимаешь, что сейчас наполнишься музыкой, песнями. С детьми — это совершенно другое. Ты каждый раз радуешься заново. Вот он уже танцует этот танец, вот он уже выиграл тот конкурс, вот он победил на соревнованиях, и ты за каждого ребенка радуешься так, как будто это твой родной ребенок. Чужих людей, чужих детей для меня не бывает, это однозначно, если они ко мне приходят, я каждого обнимаю, потому что он приходит ко мне как к матери. Я счастлива, что я могу им помогать хоть чем-то. Мне иногда страшно, что если сейчас отойти в сторону, то кто, если не я.
Еще вопрос: в современном мире потребительство стало весьма распространенной заразой, которая отодвигает многие человеческие отношения на дальний план, и потребительство начинает доминировать в отношениях между людьми. Скажи пожалуйста, сталкиваешься ли ты с этим?
— Да, ты меня поймешь, мы родились и выросли в СССР, и нас учили не быть эгоистами, брать ответственность за себя и за свою жизнь, самим строить свой мир. Если шла война, мы все объединились, мы понимали, что победа зависит только от каждого из нас. Нас воспитали дети воинов-победителей, которые отстраивали страну заново, они учили нас. А сейчас многие люди думают, что им кто-то или чем-то обязан, и кто-то что-то должен за них делать. Мы воспитаны по-другому и передаем по мере сил это воспитание другим людям. И в нашем молодежном центре все понимают: только все вместе, только сообща мы можем сделать для себя и своих детей собственный мир лучше.
А удалось ли тебе хотя бы одну душу развернуть от потребительства к заботе об окружающем мире и окружающих людях?
— Да, и не одну. Все, кто к нам пришли, это молодые семьи, которые начинают жить. Сейчас на любой зов слетается невероятное количество народа, которые говорят: «Мы с вами! А можно нам?»
Недавно я увидела фотографии из собачьего приюта, где наши молодые семьи уже без нас приехали и помогают. И я понимаю, что это зерно, которое мы посадили, уже растет самостоятельно. И я настолько люблю каждую семью и настолько благодарна, что они доверили нам своих детей. И спасибо огромное тебе и Илье (Илье Полякову и Игорю Белокобыльскому — прим.ред.) что когда-то вы позвонили мне и сказали: «Оля, нам нужна помощь». Наверное, если бы вы сказали по-другому, я бы ответила по-другому. Но там, где нужна помощь, там я всегда рядышком.
В нашем молодежном центре все понимают: только все вместе, только сообща мы можем сделать для себя и детей мир лучше
Как ты считаешь, суждено ли российскому обществу совершить кардинальный поворот от самовлюбленного потребительства к бескорыстному творчеству?
— Я, как человек очень верующий, верю, что человек не может долго находиться в таком состоянии. Рано или поздно каждый поймет, что если не я, то кто?
А пока это просто период такой потребительской оголтелости. Я вижу перемены в людях. И мне хочется, чтобы как можно больше людей услышали меня и вспомнили, что мы потомки великих поэтов, писателей, научных деятелей и мы не имеем права становиться мелкими, закрытыми в своих скорлупках людишках. Мы должны быть настолько высокими, настолько достойными своих предков, что по по-другому нельзя. Но я точно знаю, что если бы подобные люди пришли ко мне в молодежный центр, они изменились бы радикально. И вышли бы уже другими людьми.
Полгода назад ученики 51-й школы, ученики седьмых и восьмых классов по моей просьбе написали сочинение на тему «Что для тебя, современного ребенка, значит Данко?» И главным лейтмотивом этих работ, а их было прядка 250, был недостаток внимания и уважения со стороны общества. Так что нам, взрослым, делать, чтобы мы наших детей не заваливали благами в ответ на их вопросительный взгляд, отдавали им внимание и испытывали к ним интерес?
— Все начинается с семьи. Если в ребенке упустили что-то, это всегда ответственность семьи. Каждый родитель должен понимать: я должен воспитать ребенка не только, чтобы он ухаживал за мной, но и вложить в него.
Но ведь многие родители этого не понимают?
— Это страшно, я вижу, что все очень изменилось, и я вижу, что я не готова к тем родителям, которые не готовы. И я не знаю, в какой момент случился этот слом. Но главное, что они все же приходят. И начинают понимать, столько для их ребенка делается. И вот эта благодарность перерастает в готовность оказывать нам помощь, делать что-то вместе с ребенком, и они готовы помогать и приходить, и делать что-то уже вместе с нами, со своим ребенком.
В советские времена наша система была налажена. Сейчас нужно на правительственном уровне вернуть, и если сейчас не вернуть, то мы больше потеряем, и каждый будет за себя.
То, что было создано до нас, мы потеряем раз и навсегда. Сейчас еще спасти можно. Меня не слышат пять лет, что беда, что детьми не занимаются, даже на правительственном уровне.
Я понимаю, что не хватает денег, да не надо никаких денег! Даже мои преподаватели работают сверх своих сил! Нам хочется оставить этот свет и научить ребятишек, дать им тепла. И хорошо, что есть место, куда они приходят! Что они не на улице за бутылкой пива это оставляют, а что они пришли и поделились с нами, и мы им дали добрые советы, и во многих семьях не случилось проблем, которые ребятишки нам озвучивали.
Но что делать дальше, я не знаю.
Тогда с уровня глобального мы спустимся на уровень наших возможностей. Какого будущего заслуживает твоя персональная деятельность, которую ты сейчас ведешь? Есть вероятность, что ты изменишь сферу приложения своих усилий?
— Я бы изменила только в одном направлении: Мне нужны площади, мне нужны люди, соратники, которые будут вместе с нами делиться своим опытом, дарить свою любовь тысячам и тысячам и тысячам людей, детей, молодым семьям. И я думаю, что если бы мне сейчас сказали: «Ольга, открывай набор», то я не знаю, какая очередь выстроилась бы. Вынуждаете меня сегодня плакать! И я не знаю, докуда стояла бы сейчас эта очередь, потому что списки огромные, списки людей, которые ждут свои очереди, которых мы не можем взять.
Как ты думаешь, судьба тебя услышит?
— Обязательно! Все, что я задумала, обязательно сбывается, тем более, со мной вера, и я думаю, что все будет! И когда-нибудь мы разрежем ленточку потрясающего, уникального здания, и счастливые ребятишки пойдут туда заниматься, и мы откроем еще столько талантов!
Огромное человеческое спасибо за все, что ты делаешь. За искренность, который пронизаны твои ответы. За те слезы, которые четырежды проступали во время нашего разговора. Ты, в силу своей духовной конституции, в силу своих духовных принципов и своей жизненной силы заслуживаешь того, чтобы то, что ты делаешь, имело перспективы. Пусть все твои желания и задумки реализуются, и мир тебе помогает, и благодарность и удача этого мира всегда будут с тобой.
Беседовал Игорь Белокобыльский, генеральный директор ГК «Стрижи»