Меню

Лев Решетников: «То, что испытывает экономика сегодня, — это шоки спроса»

«ДК» поговорил с министром экономического развития Новосибирской области о том, как региональная экономика отреагировала на потрясение коронакризисом.

Российская экономика в период пандемии коронавируса попала в зону сильной турбулентности, и предсказать исход событий, определив точку, после прохождения которой начнется рост, трудно именно из-за непредсказуемости развития пандемии. Регионы по-разному ощутили действие и самого вируса, и экономических последствий его распространения. «ДК» поговорил с министром экономического развития Новосибирской области о том, как региональная экономика отреагировала на форс-мажор.

Федеральные антикризисные меры поддержки бизнеса сработали, а пакет региональных усилил действие уже принятых. Лев Решетников рассказал, что предпринимало правительство Новосибирской области, и когда начнется восстановление нашей экономики.

Как вы оцениваете состояние экономики Новосибирской области?

— То, что испытывает экономика сегодня — это шоки спроса. Ведь наши производственные мощности остались теми же. Мы можем производить столько же, только спрос на эти товары и услуги временно сократился. В период пандемии развлечение, отдых, красота и шопинг переходят в категорию отложенного спроса, первоочередную ценность приобретают промышленные товары и продовольствие. Меры борьбы с пандемией практически блокировали сферу услуг. Если разрыв производственных цепочек — процесс долгий, структурный и трудновосстановимый, то сфера сервиса достаточно быстро реагирует на колебания потребительских возможностей. В Новосибирской области доля услуг ежегодно растет и в наши дни может сравниться с показателями развитых стран — 71,7% в структуре ВРП.

Поэтому наибольший ущерб в регионе сегодня претерпевает сервисная деятельность, в которой на протяжении всего года был парализован туристический бизнес, долгое время были закрыты рестораны, гостиницы, сильно пострадала индустрия массовых развлечений и шопинга, в разы сократились авиаперевозки.

Текущую ситуацию (январь-сентябрь 2020 года) в социально-экономическом развитии Новосибирской области можно охарактеризовать незначительным снижением относительно соответствующего периода 2019 года в производственном секторе и существенным сокращением спроса в секторе потребительских услуг.

За 9 мес. 2020 г. отмечается снижение оборота оптовой торговли к уровню 9 мес. 2019 г. (индекс физического объема составил 95,9%, по РФ – 99,6%). Несмотря на снижение значения показателя Новосибирская область сохраняет лидирующие позиции по объему оборота оптовой торговли среди субъектов Сибирского федерального округа. Объем платных услуг снизился на 17,3% относительно того же периода 2019 г., по стране снижение составило 18,7%. На 2,7% в сопоставимых ценах снизился оборот розничной торговли Новосибирской области (по РФ — на 4,8%), оборот общественного питания за 9 мес. составил 64,3% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2019 г. (по РФ — 77,2%).

Кроме того, достаточно тревожная ситуация в строительной отрасли. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за 9 мес. 2020 г. составил 71,1% к соответствующему периоду 2019 г. (по РФ — 99,6%). Вместе с тем Новосибирская область остается в лидерах по вводу жилых домов среди субъектов СФО, за январь-сентябрь введено 1164,3 тыс. кв. м общей жилой площади, темп роста к уровню 9 мес. 2019 г. составил 114,2%.

После локдауна многие предприниматели оказались в крайне затруднительном положении — возникла необходимость поддержки. Были ли у регионов полномочия по принятию решений, разрабатывались ли свои меры поддержки с учетом специфики региона, и как вышли из ситуации — удалось ли поддержать наиболее пострадавшие отрасли?

Мы оцениваем общий объем мер господдержки нашим компаниям и предпринимателям в рамках борьбы с последствиями короновируса на уровне 24,8 млрд. руб. Эти дополнительные средства наполнили нашу экономику живыми деньгами, повысили ликвидность активов предприятий, позволили многим пережить кризис. Среди основных направлений мер поддержки можно выделить льготные кредиты, прямые субсидии на компенсацию затрат, снижение страховых взносов и перенос сроков уплаты налогов.

Наиболее вытребованной мерой поддержки, конечно, стали субсидии на выплату зарплаты за апрель-май 2020 г. Формула была простая: на каждого сотрудника по 12 130 руб./мес. (уровень МРОТ).  За 2 мес. поступило порядка 48 тыс. заявлений, 86% из которых были одобрены. Всего в виде субсидий компаниям и предпринимателям было выделено около 2 млрд руб. Больше всего субсидий на оплату труда работников получили предприятия сферы торговли (40% от всех одобренных заявок), транспортировки и хранения (25%), гостиницы и предприятия общественного питания (15%), организации культуры, спорта, досуга и развлечений (8%).

Еще один вид субсидий, который начал действовать с конца июля, предоставлялся на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Более 3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства получили 107,7 млн руб. Большинство из них — 51% — это организации, предоставляющие бытовые услуги (услуги по стирке и химчистке, парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры), 26% — гостиницы и предприятия общепита.

Также востребованными у компаний и предпринимателей стали программы по льготному кредитованию, которые со временем эволюционировали от простой отсрочки платежей до списания задолженности в случае сохранения занятости (популярная программа по постановлению правительства РФ № 696). Таких кредитов было выдано на сумму более 8 млрд руб. всего за 4 мес.

Локдаун — явление вынужденное и новое. Предусмотреть все нюансы невозможно, если ты что-то делаешь впервые. Не все организации и предприниматели могли воспользоваться мерами поддержки. Поэтому Новосибирская область оперативно работала вместе с Минэкономразвития России, направляя от региона предложения по донастройке системы мер поддержки.

Введение отраслевой поддержки согласно перечню наиболее пострадавших отраслей имело ряд проблем с ОКВЭД у бизнеса. Многие организации до этого даже не задумывались о необходимости работы под правильным основным видом деятельности, поэтому не смогли воспользоваться помощью со стороны государства.

В первоначальный перечень не попали важнейшие для нашего региона предприятия, ОКВЭД которых оказался шире, чем в указанном списке, но фактически осуществляющих свою деятельность в пострадавшем виде экономической деятельности. В такой ситуации оказался Новосибирский зоопарк, работавший по ОКВЭД «Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков» вместо «Деятельность зоопарков», который попал в перечень поддерживаемых отраслей. Такая же ситуация сложилась с международным аэропортом Новосибирска (Толмачёво) им. А.И. Покрышкина, розничными магазинами торговли автомобилями. В адрес Минэкономразвития России были направлены письма с просьбой скорректировать ОКВЭД наиболее пострадавших отраслей. Многие наши предложения были учтены федеральным Минэкономразвития.

Регионы могли в дополнение к федеральным мерам поддержки разрабатывать и свои антикризисные меры. Губернатор 8 апреля 2020 г. утвердил План первоочередных мероприятий действий по обеспечению поддержки экономики Новосибирской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. 15 мая 2020 г. принято к нему дополнение.

Принимая во внимание особенности федерального законодательства, мы старались в рамках региональных нормативно-правовых актов предусмотреть дополнительные меры господдержки экономики как раз для тех организаций, которые не попали под действие федеральных мер. В частности, торговые центры в большинстве не имели возможность получить продление сроков уплаты налогов, хотя их сложно назвать не пострадавшими. В итоге более 50 организаций Новосибирской области, которые не попадали под федеральные меры, получили преференции в регионе.

Как вы считаете, с какими экономическими показателями регион завершит этот год? Как сейчас видят экономисты восстановление экономики до предкризисного уровня?

С учетом сложившейся ситуации в экономике и социальной сфере по итогам 2020 г. ожидается замедление экономического развития региона, объем валового регионального продукта Новосибирской области составит 92[1]% к уровню 2019 г. После рекордного для Новосибирской области роста инвестиций в 2019 г. (248,1 млрд руб., с индексом физического объема 119,1%), в этом году ожидается замедление инвестиционной активности организаций, объем инвестиций в основной капитал составит 215,7 млрд руб. Не ожидается восстановления на рынке потребительских услуг. Оборот розничной торговли составит 93,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019 г., объем платных услуг — 80,6%.

Немного лучше складывается ситуация в производственном секторе. По итогам года прогнозируется небольшой прирост промышленного производства в сопоставимых ценах (+0,6%), при этом прирост в обрабатывающих производствах составит 1,9%.

В 2020 г. реальные располагаемые доходы населения, по оценке, составят 99%. Основная причина ухудшения — уменьшение доходов от предпринимательской деятельности и замедление темпов роста оплаты труда в связи с ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции. Необходимость обслуживать кредиты, взятые в прошлые периоды, будет выступать дополнительной финансовой нагрузкой для населения и влиять на динамику располагаемых доходов.

В среднесрочной перспективе восстановление экономики не будет быстрым. Новые правила «социального дистанцирования» и уже произошедший перевод значительного числа сотрудников компаний на удаленную работу могут привести к долгосрочным структурным изменениям в динамике производительности труда и потребительском поведении населения.

Оживление экономики области будет наблюдаться в период 2021-2023 гг., что обусловлено прогнозируемым увеличением объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве, а также постепенным восстановлением розничной и оптовой торговли, сферы предоставления услуг, реализацией комплекса мер, направленных на восстановление экономической активности организаций.

За период 2021-2023 гг. в соответствии с базовым вариантом прогноза экономика области вырастет на 3,3% к уровню 2020 г., промышленное производство — на 4,6%, сельское хозяйство — на 5,8%, инвестиции в основной капитал — на 5,3%. Этот прирост за три года не сможет обеспечить докризисный уровень экономического развития региона, его достижение возможно только к 2025 г.

В среднесрочной перспективе экономическое развитие Новосибирской области обеспечит реализация нацпроектов, крупнейших инфраструктурных проектов (как строительство четвертого моста, ледовой арены, семи поликлиник, СКИФ), частных инвестиционных проектов резидентов Промышленно-логистического парка, включая PepsiCo, «РусАгроМаркет», Новосибирский транспортный терминал, а также проект компании Nestle. И, конечно же, особое внимание будет уделяться высокотехнологичным компаниям и проектам резидентов Академпарка в рамках главного стратегического проекта региона Академгородок 2.0.


[1] - оценка 2020 г. и прогнозные значения показателей приведены в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 22.10.2020 №483-рп.

Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к премии «Человек года» от 23.11.2020 г.