Меню

Функциональное питание и БАДы. Экскурсия по производству NL International

«ДК» побывал на новосибирском производстве. Руководитель UltraNovation R&D лаборатории Светлана Король рассказала, как NL готовит функциональное питание, и в чем особенности процесса и технологий.

Компания представлена в России с 2000 г., с 2003 г. начала дистрибуцию функционального питания, заключив контракт с французской лабораторией, выпускающей продукты для здоровья, тогда же презентовала в России «умное» питание Energy Diet.

В 2014 г., после введения санкций, поставки были приостановлены, с этого момента NL стал самостоятельным производителем. За четыре месяца компания развернула собственный производственный комплекс в Новосибирске. Технологи выстроили производство функциональных коктейлей, опираясь на опыт французских коллег, так у NL появился собственный бренд Energy Diet Smart.

Сегодня на заводе площадью более 2,5 тыс. кв. м производятся все флагманские продукты NL International:

— функциональное питание Energy Diet Smart: коктейли, супы, смузи, десерты;

— линейка детского питания EDшка;

— биологически активные добавки к пище.

Сейчас компания сама разрабатывает и выводит на рынок новые продукты. Разработки новых продуктов происходят на базе независимой лаборатории UltraNovation R&D, об открытии которой NL заявил в феврале 2020 г. Цель ее создания — разработка и создание продуктов полного цикла, от идеи до реализации. Разработкой продуктов «умного» питания и биологически активных добавок руководит директор лаборатории Светлана Король, которая и провела экскурсию по производству.

Первое, что увидели гости предприятия, — это лаборатория контроля качества. Вся продукция NL имеет необходимые регистрационные документы согласно требованиям законодательства РФ и стран присутствия бизнеса NL. В лаборатории осуществляется многоступенчатая система контроля качества, на каждом этапе — от первоначального контроля всех видов сырья до выпуска каждой единицы готовой продукции.

​Производство делится на две части — приготовление полуфабриката и непосредственно упаковка. Начинается все с цеха мелких навесок, после которого сырье идет на участок измельчения, а после него — на участок нанесения ароматизатора на основу коктейля. Большой кубик с будущим продуктом, в который помещается 300-330 кг смеси по очереди завозится в каждое помещение, и каждый оператор засыпает туда свою часть ингредиентов. 

На участке мелких навесок происходит навешивание и просеивание сырья на вибро-сите, чтобы исключить попадание посторонних веществ или предметов. 

После того, как все ингредиенты собраны, смесь проходит тщательное перемешивание на специальном оборудовании.

Это оборудование — наша находка. Любой наш продукт состоит из множества мелких компонентов, и для того чтобы это все перемешалось, нужны сложные технологические процедуры. Поэтому смешивание происходит в трех плоскостях. Это обеспечивает однородность продукта и воспроизводимость в каждой порции совершенно одинакового состава. Для нас это важное достижение, — рассказала Светлана Король.

Участок измельчения

Далее, на участке ароматики, — итоговый процесс. Сюда привозят кубик с продуктом, и на его основу накладываются ароматизаторы. По словам Светланы Король, очень важно добавить ароматизатор определенным образом. Смесь поступает в миксер, внутри которого очень сложные механизмы перемешивания. Там есть ножи, которые крутятся горизонтально и вертикально — таким образом ароматизатор как бы «вбивается» внутрь состава коктейля. То есть, опять же, продукт гомогенизируется.

На участке ароматики происходит предфинальное перемешивание коктейля. В конце смесь проходит через некий гранулятор. Это преследует несколько целей одновременно. Во-первых, это нужно для однородности и гомогенности продукта, во-вторых — маленькие отверстия на сите гранулятора не дают возможности проскочить каким-либо примесям или элементам. Это один из дополнительных этапов, после которого выходит уже готовая однородная смесь.

Также на предприятии есть особое оборудование, которое было запущено в конце 2020 г.

В простонародье это называется ракета. Но это ничто иное, как сушка в кипящем слое. То есть здесь, условно говоря, кипит сухая смесь. Когда она загружается внутрь, подается поток воздуха с определенной температурой. Он должен эту смесь поднять, и дальше она обрабатывается специальным раствором. Мы его называем гелем. Он позволяет заключить частички, которые находятся в кипящем слое, в некую оболочку. Это, по сути, микрокапсулы. Потребность создать такое оборудование возникла вот почему. Мы рекомендуем наш продукт Energy Diet Smart разводить на молоке для полноценности белкового и углеводного состава. Но молоко не всегда есть под рукой. Поэтому мы решили ввести молоко в состав продукта. Это обычное сухое молоко. Но его необходимо специальным образом обработать (чтобы получить однородный продукт). Так мы разработали технологию сушки в кипящем слое. Частицы сухого обезжиренного молока в процессе сушки в кипящем слое гранулируются и обволакиваются оболочкой из растворимых пищевых волокон и полезных углеводов, которые есть в коктейле. Получается продукт, который можно просто разводить водой, — рассказала Светлана Король.

После всех этапов производства продукт уходит на упаковку.

Смесь привозят на участок фасовки, и воздухом она подается в бункер. Далее формируется пакет, он нарезается, продукт дозируется и фасуется. Пакет запаивается и далее идет через весовой контроль. Процесс максимально автоматизирован, все происходит без участия человека. В руки упаковщики берут только готовый запаянный пакет. На участке взвешивания упаковка проходит контроль по весу, а после идет через рентген-детектор, где просвечивается на наличие посторонних предметов. Если в пачке обнаружено что-то лишнее, коробка автоматически отбрасывается с линии.

 

Во втором цехе предприятия находится производство биологически активных добавок в капсулах. 

Процессы здесь такие же, как и на производстве коктейлей и смесей. Сырье также навешивается и смешивается в трех проекциях, после чего продукт передается на участок капсулирования.

Что касается функционального питания, то это, как правило, вкусовые продукты. Они должны содержать компоненты, которые дают вкус и аромат. А биологически активные добавки не нуждаются в добавках, связанных со вкусом и ароматикой, поэтому процесс происходит несколько быстрее. БАДы — это концентрат пользы и функциональности. Поэтому их дозировки намного меньше: по сути, в каждой капсуле сконцентрированы только биологически активные вещества. Однако здесь нужно помнить, что функциональное питание и БАД — это не лекарства! Они помогают сбалансировать рацион, сохранять стабильность в работе ключевых систем организма, восполнять резервы, — физические и эмоциональные — поддерживать ресурсное состояние. Если же возникли серьезные проблемы со здоровьем, их нужно решать в диалоге с врачом, — отметила Светлана Король.

Ежемесячно NL выпускает 300 000 единиц готовой продукции, чтобы обеспечить более 300 городов в 24 странах. Ежедневно производство расходует 10 тонн сырья. Одна производственная линия может упаковывать более 1500 упаковок 20 000 саше питательного коктейля в день.

Компания зарегистрировала и производит 16 продуктовых линеек (более 300 продуктов). В год NL производит более 800 тонн функционального питания и постоянно дополняет продуктовый ассортимент новыми вкусами. В ближайшее время появится «умная» выпечка, — хлеб и кексы — которая будет полностью сбалансирована, и ее можно будет приготовить в микроволновой печи.

Фоторепортаж Юлии Катковской