Меню

Как спасти бизнес в пандемию. Опыт мануфактуры «Дикая Сибирь»

«Пришлось отказаться от наполеоновских планов, начать жить одним днем, потерять добрую часть клиентов среди ресторанов, уйти в минус по кредитным обязательствам».

Владельцу мануфактуры «Дикая Сибирь» из Иркутска Александру Дееву в 2020 г. пришлось спасать свой бизнес, как и многим другим предпринимателям, и запускать продажи через интернет. Он рассказал, с какими трудностями столкнулся при переводе компании на онлайн-продажи, и как сделать такой переход с минимальными затратами.

Пюре, которое спасает Сибирь от пожаров

В октябре 2018 г. Александр запустил в Иркутске проект «Дикая Сибирь», который производит пюре из лесных ягод, а еще занимается добрым делом — помогает спасать сибирские леса от пожаров. Бизнес-план был такой: мануфактура закупает сырье у местного населения и предприятий, которые делают заготовки.

Наш регион богат брусникой, облепихой, черникой и клюквой. Из этих ягод мы решили делать пюре без добавок, а в будущем на его основе планируем производить сиропы, соусы, напитки, — рассказал Александр Деев.

Владельца мануфактуры всегда волновало, что лесные пожары ежегодно выжигают в Сибири миллионы деревьев:

В августе 2015 года горели заповедные леса на Байкале, и я добровольцем начал выезжать на тушения. Пожаров в тот год было много, и нам пришлось выезжать каждые выходные из Иркутска на расстояния до 350 км.

В начале 2016 г. была зарегистрирована общественная организация пожарной охраны, которую Александр возглавлял до 2017 г. После этого он создал концепцию «Перекрестное добровольчество», которая подразумевает готовность оказать помощь при чрезвычайных ситуациях со стороны непрофильных некоммерческих объединений. Для этого команда организации обучается борьбе с пожарами, помощи при наводнениях, отрабатывает это на практике.

Но сил властей и добровольцев для борьбы обычно не хватает, нужна поддержка местного населения. Чтобы вовлечь в проект больше единомышленников, в 2017 г. Александр решил использовать экономическую мотивацию. Так и пришла идея создания бизнеса. По задумке Александра, сборщики дикоросов могут стать главными гражданскими защитниками леса, так как они заинтересованы в ежегодном урожае, который может дать только здоровая природа.

От локдауна пострадали все, но важно, кто сделал выводы

На старте к проекту были привлечены частные инвесторы, которые вложили почти 3 млн руб. После запуска бизнеса Александр получил заем в таком же размере для оборотных средств. На самоокупаемость планировали выйти к осени 2020 г., но весенний локдаун заставил перестроить бизнес-план:

Пришлось отказаться от наполеоновских планов, начать жить одним днем, потерять добрую часть клиентов среди ресторанов, уйти в минус по кредитным обязательствам.

До локдауна товары «Дикой Сибири» продавались в местных магазинах, , в интернет-магазине Irmag, а еще через дистрибьюторов  поставлялись в рестораны, гостиницы и кафе, где их покупали горожане и туристы. Но когда все заведения общепита в Иркутске закрылись, а туристов почти не осталось — заработать стало сложно.

Мы просели по выручке в 3 раза в 2020 году по сравнению с 2019. Потеряли половину команды, но сохранили самых идейных людей. И за 2 недели запустили собственный интернет-магазин, — рассказал Александр.

По его словам, перевод бизнеса в онлайн был быстрым и беспощадным. Не обошлось без жертв — пришлось уволить руководящего сотрудника, так как он отказался открыть точку выдачи интернет-магазина. Много сил и времени было потрачено на создание фотографий и текстов для карточек товаров. Пришлось освоить маркетинг розничных продаж и внедрить систему подарков за каждую покупку.

Интернет-магазин создали с помощью платформы Ecwid, а прием онлайн-платежей подключили через ЮKassa. Александр выбрал этот сервис, потому что он помогает принимать оплату всеми популярными способами и к нему можно быстро подключиться без сложной интеграции. Кроме того, по словам Александра, снижение ЮKassa комиссии до 1% очень помогло в период локдауна.

С запуском интернет-магазина потенциальная аудитория «Дикой Сибири» расширилась. Если до марта 2020 г. мануфактура работала только с юридическими лицами, то после — с любыми покупателями.

От локдауна в 2020 г. пострадали многие компании, и важно — какие выводы из этой ситуации сделали предприниматели. Для большей части малого и среднего бизнеса в России переход в онлайн стал способом выживания во время самоизоляции.

Локдаун показал, что нужно развивать вендинговую торговлю и розничные сети с минимальной площадью магазинов — 5-10 кв. м. Считаю, что наличие интернет-магазина теперь — это обязательный фактор для дальнейшего развития такого бизнеса», — отмечает Александр Деев.

Если сначала самым важным было спасение бизнеса как таковое, то дальше пришлось разрабатывать продукты уже под новую реальность. Так, в декабре 2020 г. мануфактура выпустила два новых товара: ягорешки —кедровые орешки в ягодных сиропах — и экстравели (натуральные ягодные пюре с добавками экстрактов полезных лесных трав). Новинки позиционируются как продукты для восстановления здоровья после перенесенных инфекционных заболеваний.

Александр рекомендует другим компаниям дополнить их ассортимент товаров продуктами первой необходимости. Это позволит поддерживать продажи, а значит, и сам бизнес даже в очень сложные времена.