Желая восполнить урон, нанесенный экономике прошлогодней пандемией, бизнес активно восстанавливает прерванные цепочки деловых связей.
В этих целях, на III Конференции «Экспорт в страны ЕАЭС» предприниматели искали пути совершенствования практики торговли с партнерами по ЕАЭС
Южный сосед Новосибирской области на сегодня является одним из ключевых торговых партнеров России. Экономика Казахстана успешно развивается. Республика богата полезными ископаемыми, страна экспортирует зерно, входя в мировой топ-10, импортирует машины и оборудование, продукцию металлургии, химической отрасли, потребительские товары, продукты питания. Главную конкурентную борьбу за этот рынок ведут Россия и Китай.
Говоря о секретах успешного экспорта, торговый советник торгпредства России в республике Андрей Бабко, рекомендовал, как главные точки входа, Торговое представительство РФ и представительство «Российского экспортного центра» в Казахстане.
– Другим эффективным способом появления на этом рынке может стать наличие казахского партнера или совместного предприятия. Это важно, особенно, если вы хотите участвовать в госзакупках, поставляя промышленное оборудование или инновационные технологии. Казахстан сделал множество госзакупок открытыми для иностранного участия, и российские компании должны активней пользоваться этой возможностью.
Руководитель представительства АО «РЭЦ» в Казахстане Даулет Бакберген, подтвердил цифрами результативность услуг Центра, отметив, что казахстанские предприниматели сегодня сами активно занимаются поиском российских поставщиков.
Эксперт Центра Евразийских исследований Эдуард Беляев, говоря о характере экономической интеграции, заметил, что разница между рыночным потенциалом Казахстана и торговыми возможностями новосибирских экспортеров сегодня еще достаточно велика.
– В минувшем году топ-15 поставляемых товаров из Новосибирска обновился на 30–35%. Из Новосибирска казахские партнеры получали оборудование для трамвайных путей, пищевые продукты, товары строительного сегмента, линейку легкой промышленности. Новосибирску есть чем торговать с Казахстаном.
Однако, по словам генерального директора АО «Гормашэкспорт» Андрея Степаненко, российским экспортерам из числа малого и среднего бизнеса на этом направлении заметно не хватает финансовой поддержки государства:
– Мы работаем с Казахстаном уже 20 лет, технологии и оборудование, которое поставляем, привлекает интерес во всем мире. Есть только одна вещь, по которой мы проигрываем зарубежные рынки — финансовые условия. Иностранные предприятия — японские или китайские, заходя на чужую территорию, имеют более широкую помощь своих банков, чем мы.
Руководитель Центра поддержки экспорта Свердловской области Елена Сиятовская, делясь опытом продвижения предприятий своего региона в Казахстан, пояснила, что для успеха здесь важна настойчивость и внимание к, казалось бы, мелким деталям.
– Для Свердловской области экспорт в Казахстан занимает пятое место, но объем отгружаемых товаров почти одинаков с Новосибирском. Инструменты экспорта в целом такие же, как и у других коллег, но мы не экономим на выставочных мероприятиях, организуя индивидуальные стенды для каждой фирмы. При этом чаще остальных продвигаем бизнес-миссии, и хотя в прошлом году ездили в республику в два раза меньше, но все поездки имеют отложенный эффект. Электронная коммерция на казахском рынке занимает у нас небольшую долю оборота, но мы не прекращаем настойчивых попыток присутствия на всех электронных площадках страны, — рассказала эксперт.
Со своей стороны, новосибирский Центр поддержки экспорта организовал поиск партнеров для компаний региона во всех странах — участницах Таможенного союза. Делясь промежуточными результатами этой работы, эксперт ВЭД, руководитель проекта по поиску партнеров в Республике Казахстан Ирина Боброва подчеркнула, что казахстанские предприниматели ведут цивилизованную и очень практичную политику торгового взаимодействия.
– Местные бизнесмены весьма тщательно анализируют все предложения, сравнивают выгоды, а наши экспортеры, к сожалению, не всегда бывают к такому готовы, поскольку у многих сохраняется имперский менталитет — им кажется, что в бывших республиках Союза их продукции будут рады всегда. Сложнее продвигать наш экспорт в Южном Казахстане, который находится значительно дальше от границы с РФ, там сильная конкуренция со стороны Китая и Турции» — предупреждает эксперт.